Каневский Вадим. ОРФ-ШУЛЬВЕРК УЧИТЕЛЬ - НОВАЯ ПРОФЕССИЯ. Попытка описания (продолжение)

  • 30.07.2018

(Начало статьи)

ЧЕТВЕРТЫЙ УРОВЕНЬ: ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На ОШ уроке используются много видов деятельности и обучения, взаимно перетекающих друг в друга: движение и танец, ритм, пение, речь, игра на орф-инструментах.
В каждой из них ОШУ имеет определенную квалификацию.
В чем же она заключается?
Как это ни странно, отнюдь не в уровне совершенства.
Пресловутый уровень совершенства – это такая степень контроля над данным умением, которая производит впечатление, вызывает восхищение. В мире «серьезных профессионалов», живущих под девизами «или все, или ничего» и «если уж браться, так серьезно и до конца», принято играть только на одном инструменте или только петь, короче – делать только что-то одно, но так, чтобы окружающие разинули рот от благоговения и прошептали «не-е-е... у меня так не получится...»
Профессионал такого типа бессознательно вручает другим послание «У тебя так не выйдет, для этого нужно учиться много лет».
ОШУ двигается, танцует, играет на блок-флейте, поет – легко и непринужденно, так, словно бы умел это с рождения. Он дышит музыкой, излучает ее. Эта легкость достигается не годами изнурительных тренировок, а просто умением хорошо использовать те навыки, которые есть, не гнаться за внешней виртуозностью, понимать, какой уровень действительно необходим, а на что не стоит тратить время и силы.
Когда ОШУ проявляет свои умения, он ПРИГЛАШАЕТ к общению, музицированию и диалогу. Он делает это так, что не отдаляет людей своим мастерством, а приближает. Своей манерой обращаться со своим телом, голосом и инструментами ОШУ передает зрителям-слушателям послание «Смотри, это легко, это у тебя получится!» Без единого слова, одним отношением к тому, что он делает, ОШУ заставляет людей почувствовать: «Как он легко это делает! Я тоже так хочу!»
Обычное исполнение профессиональной музыки – это демонстрация культурного продукта, на котором обязательно должно стоять клеймо «высшего качества». Если это классический пианист, он завораживает виртуозным блеском пассажей Листа. Если блюзовый гитарист, он обязательно должен играть на фирменной гитаре «Лес Пол» или «Гибсон». Но музыка – это жизнь, это природа, естество, поток, а не фирменный брендовый бутик.
Музицирование, к которому приглашает ОШУ,– это разделение радости от любого звука, празднование духа музыки, живущего и в звуках пластиковых стаканов, и в щелканье пальцами, и в звуке человеческого дыхания.
Послание, которое ОШУ передает своей игрой: «Музыка – не в ФОРМЕ (крутости инструмента или виртуозности пассажей), а в СОДЕРЖАНИИ музицирования, в его духе, в его призыве к контакту».
Функция музыки в ОШ – коммуникативная, а не абстрактно-эстетическая.
Музыкально-двигательный профессионализм ОШУ – владение этой коммуникативной функцией музыки. Совершенство любого мастерства вытекает не из абстрактных критериев, взятых с потолка, а из понимания целей и функции данного мастерства. Совершенство исполнительства ОШУ – в том, какого уровня коммуникации он достигает своим звучанием.

ОШИБКИ
Ошибкам можно посвятить отдельную главу. Считается, что профессиональный исполнитель музыки не должен ошибаться – он просто не имеет права ошибаться! Как пилот реактивного лайнера, как сапер на минном поле, как генерал армии, как хирург, делающий операцию на сердце. Его ошибка, даже крохотная – фатальна, навеки неисправима, преступна. За нее он пойдет под суд, и его расстреляют.
Когда пианист в концертном зале Консерватории мажет хотя бы одну ноту в сонате Бетховена, больше половины зала ерзает в возмущении: «Что за лажа! За что я заплатил свои деньги!»
Неудивительно, что российские учителя музыки, воспитанные в такой атмосфере и впервые пришедшие на Орф-курс, боятся шевельнуться, боятся издать звук, боятся дохнуть. Они зажаты, они скованны, они стыдятся себя проявить.
(И что они смогут сделать с группой детей, обучающихся на блок-флейтах? Среди этого невыносимого, выворачивающего мозги визга?)
В реальности бытия, в реальности природы, в реальности человеческого организма, в реальности живой традиции вообще нет такого явления, как «ошибка».
Какие ветки дерева «ошибочны»? В какую сторону «неправильно» бьет струя ручья? Какие ноты «фальшиво» берет жаворонок? В какую сторону отклоняется россыпь одуванчиков от «заданной формы»?
В природе форма не задана. Так же как в человеческом организме. Значит ли это, что в природе нет порядка, не хватает организации?
Да нет, природа – это и есть порядок и организация. Только другого типа, чем в цивилизации людей. Это организация, где нет ошибок, но есть ВАРИАНТЫ.
Когда я только поступил в музыкальное училище, на первом уроке фольклора, услышав народных исполнительниц на пластинке, я воскликнул: «Да они же фальшивят!» Учительница фольклора – это в стенах академического учебного заведения! – мягко объяснила: «В фольклоре никогда
фольклористике просто нет таких понятий – «фальшь» и «ошибка»; есть разные варианты».
Вот тут я и раскрою главный секрет профессионализма ОШУ.
Сказочная легкость, которой он чарует и вдохновляет людей, проистекает просто из отсутствия страха само-презентирования. ОШУ не боится ошибок. Он принимает любые формы самопроявления. Он относится к ошибке, как к варианту. И это отношение к себе – основа и залог его отношения к детям, иначе не бывает. Поэтому он может принять любые звуки детей и включить их в музицирование.
Вот почему я включил в описание профессии психологическую подготовку как базовую!
В основе экологического, гуманного, человеческого отношения к своим звукам и звукам детей лежит реальная психологическая работа с чувствами стыда и вины и с «пережевыванием» и «выплевыванием» психологических клише – т. наз. интроектов,– которые мы когда-то проглотили и которые искажают наше отношение к формам своего выражения в звуках и движении.

Виды деятельности: классификация
ДВИЖЕНИЕ:

основные типы народных танцев;
все главные виды построения (formation) в пространстве: свободное перемещение, пары, круг, концентрические круги, «улица», четверки, тройки, «змейки»;
двигательная импровизация;
элементарная хореография, способность построить хореографическую композицию из импровизации учеников.

РИТМ: Body Percussion, барабаны, перкуссия.
Ритмические навыки: разные размеры, включая нерегулярные, синкопы, свинг, полифонический ритмический ансамбль (способность удержать свою партию в ритмическом многоголосии и полиметрии).

ГОЛОС:
владение голосом, хороший свободный контроль;
хорошее интонирование a capella;
вокальная ладовая импровизация.

РЕЧЬ:
родная речь – свободное творческое использование стихов на родном языке;
ритмика речи, стихосложение;
создание своих элементарных текстов;
фонематический слух, пение на разных языках;
асемантическая речь – «абракадабра».

ИНСТРУМЕНТЫ:
ударные, штабшпили;
блок-флейта или вистл;
клавиши – элементарный уровень и аккомпанемент;
гитара – хотя бы аккорды у подставки.

МАТЕРИАЛЫ:
ткани, пластиковые стаканы и т. д. – умение использовать их.

ПЕРФОРМАНС:
особенности зрительского восприятия;
свойства сценического пространства;
создание маленьких перформансов простыми средствами.

ПЯТЫЙ УРОВЕНЬ: МУЗЫКА

ПОВСЕДНЕВНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
В реальности современных жителей большого города существуют несколько музыкальных миров.
Есть «классическая музыка». Это что-то красивое, длинное, сложное, возвышенное и бесполезное. То, к чему все должны стремиться, для чего нужно ходить в консерваторию – и это самое «надо ходить в консерваторию и в оперный театр», как правило, остается где-то «там». А здесь – в реальности повседневной жизни – рулит «популярная музыка»: то, что слушают в машине, за работой, в кафе и на улице. Это – то, что легко узнается и вызывает ассоциации. Это хочется сыграть, хотя бы одним пальцем.
Матери семейств и преподавательницы сталкиваются с еще одним музыкальным миром. Это пресловутая «музыка для детей» – нечто розово-шоколадное, искусственное, но продаваемое, поскольку ничего другого нет. Считается, что детям это нравится, хотя не факт.
Существует другая концепция музыки, в которой я лично живу, работаю и которую транслирую. Я открыл ее раньше, чем познакомился с ОШ: ОШ – не единственная система, которая на этом построена, но из всех прочих – самая яркая, удачная, материализованная и работающая. Поэтому здесь я с удовольствием представлю ее как

МУЗЫКАЛЬНУЮ КОНЦЕПЦИЮ ОШ

1. Музыка – это не набор определенных форм, а способ ВОСПРИЯТИЯ звуков. Музыкой могут стать любые звуки, в том числе звуки окружающей среды, в зависимости от КОНТЕКСТА, ВОСПРИЯТИЯ и СПОСОБА ОРГАНИЗАЦИИ.
2. Музыка нужна каждому, и ее пассивное потребление – не самый лучший и глубокий способ ее использования. Каждый человек может быть активным со-творцом музыки.
3. Музыка в своей основе неотделима от движения и речи. Все они вместе представляют единое целое.
4. Мир музыки един. Стили и музыкальные языки перетекают, перерастают друг в друга, они связаны друг с другом, как ветви одного дерева. Нет какого-то одного – более важного, чем другой, или более обязательного. Разделение на классическое и популярное, сложное и легкое, «возвышенное» и «низменное» – условное, временное и никак не затрагивает ценности музыки самой по себе. Симфония Бетховена, рок-н-ролл, русская древняя колядовальная песня из трех нот, напевные зазывания торговцев на восточном рынке, колыбельная матери трехмесячному ребенку, вокализация этого ребенка, которой он приветствует мир,– все это явления одного ряда, разные виды функционирования, бытования и развития единого целого – Музыки.
5. Музыка – инструмент жизни людей, внутренней и внешней, психики одного человека или культуры в целом. Ее явлениями управляет ПРАГМАТИКА – и только из нее вырастает то, что позже становится ЭСТЕТИКОЙ. Человек выбирает какую-то музыку, потому что именно сейчас она ему для чего-то нужна. Подросток выбирает тяжелый металл или рэп, турист с рюкзаком льет слезы от Визбора, водитель машины глушит себя буханьем драм-н-баса – каждый из них ищет резонанса определенному состоянию души, канализирует определенную энергию. Нет «плохого» или «хорошего». Каждое музыкальное явление самодостаточно, и все они взаимосвязаны.
Каждый музыкальный стиль, когда-либо существовавший, имеет свою прагматику, свою ценность, свою актуальность для людей. Нынешняя эпоха – невиданное доселе царство музыки: все когда-либо существовавшие музыкальные стили исполняются и находят своих слушателей.
6. Музыкальная эволюция человечества – процесс перерастания стилей друг в друга. Ее процесс идентичен процессу развития человека. Ее структура имеет свою закономерность и логику. Это развитие:
от спонтанности к контролю,
от целого к части,
от магии к цивилизации,
от устного к письменному.

В музыке – это развитие от атональности через лад к тональности.
1 этап. В начале – ЭЛЕМЕНТАЛЬНАЯ музыка (по русски – «СТИХИАЛЬНАЯ», происходящая непосредственно от стихий, образующих мир). Это сонористика, алеаторика, атональность и самый элементарный фольклор. Элементальная музыка в наибольшей степени связана с движением и речью, они сосуществуют в неразрывном континууме, который этномузыковеды называют СИНКРЕТИЗМ.

Элементальная музыка постепенно перерастает в ЛАДОВУЮ музыку (2 этап), уже более развитую и дифференцированную в чисто музыкальном смысле. Ладовая музыка – это мировой фольклор и его развитые ответвления (т. наз. «этническая классическая музыка»). На фольклоре построены все пять томов «Музыки для детей» Карла Орфа. Орф-музыка, исполняемая Орф-оркестром (штабшпили, ударные и блок-флейты), спроектированная в виде партитур в пяти томах «Музыки для детей» Орфа,– это ладовая музыка.

Но не только. Изрядная часть популярной музыки, которую мы слышим вокруг,– тоже ладовая музыка.
Понимание законов ладовой музыки дает нам ключ к пониманию музыкального мира вокруг нас и его связи с древней фольклорной традицией.
Ладовая музыка в свою очередь перерастает – очень постепенно, практически незаметно – в ТОНАЛЬНУЮ МУЗЫКУ (3 этап). Теперь уже всем рулят аккорды и их взаимоотношения. Импровизация и композиция усложняется. Тональная музыка – это многое из знакомой нам популярной музыки – и также т. наз. «классическая».
На этом этапе появляется музыкальная письменность. Предыдущие два этапа – элементальный и ладовый – были в основном устные.
Так что, если совсем упростить, музыкальная Традиция делится на два больших этапа – УСТНЫЙ и ПИСЬМЕННЫЙ. Устный – дольше, много столетий. Письменный, в привычном для нас виде, длился всего несколько веков. Письменная музыка – точнее, академическая – это то, что играют и чему обучаются в Консерватории. Практически это музыка XVI –XIX веков. Она стала терять свою «главную» значимость уже с появлением джаза в начале XX века.
7. Человек в своем развитии повторяет этапы развития культурной традиции в целом.
Вышеописанный процесс музыкальной эволюции (от спонтанности – к контролю; от целого – к части; от магии – к цивилизации; от устного – к письменному; от элементального – через ладовое – к тональному) проходит каждый человек. И главная идея ОШ: лучше пройти это активно! Интереснее, полезнее и радостней, чем просто пассивно потреблять!
8. Музыка – средство коммуникации, а не просто абстрактное эстетическое явление. Музыка – для общения человека с самим собой и другими. Из коммуникативной функции музыки вытекает прагматика тех или иных стилей и их музыкальный язык.
Исходя из вышеописанного, вот

КОНЦЕПЦИЯ ОШ ОБУЧЕНИЯ МУЗЫКЕ

Но сначала – о СТАНДАРТНОМ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ МУЗЫКЕ


В стандартном музыкальном обучении (школы, консерватории и т. д.):
1. ИЗОЛЯЦИЯ. Музыкальные стили и языки ИЗОЛИРОВАНЫ друг от друга.
2. ВЫДЕЛЕНИЕ И НЕРАВЕНСТВО. Какой-то один из них – чаще всего письменная академическая музыка XVII–XIX веков – объявляется единственным реально существующим и достойным изучения (все остальные – это типа «недо-музыка» или «вообще не музыка»).
3. УЗКАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ. Только ЭТОМУ здесь обучают, но при этом «как следует» – с преувеличенным вниманием к отдельным формам и абсолютизацией внешних результатов.
4. ОТРЫВ ОТ КОНТАКТА И КОНТЕКСТА ПСИХИКИ. Чувства реального ученика, его переживания, личностный рост, пожелания, уровень контакта с преподавателем – все это игнорируется.
5. ВНЕ КОМММУНИКАЦИИ. Эстетическая ценность музыки доминирует над коммуникативной и зачастую исключает ее. Мы совершенствуем исполнение Бетховена, потому что это произведение искусства – и все тут! Это круто, это лейбл супербренда. Никакой другой ценности. Зачем? Почему МНЕ это надо? Никому нет дела.
6. ОРИЕНТАЦИЯ НА РЕЗУЛЬТАТ. Значимо только то, что ПРОДЕМОНСТРИРУЕТ ученик. Сам он (и то, что при этом с ним происходит) – никого не волнует.

Все вышеописанное – атрибут любого профессионального обучения в сфере искусства, не только музыкально-академического.
Если это балетная школа – изнурительный тренаж у станка.
Если это, например, джазовая школа,– приблизительно то же, что и в классической музыкальной школе, только Бетховена заменяют Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Их виртуозные пассажи играются нота-в-ноту с бешеной скоростью, и вся суть джаза выглядит как блистание сверхсложными аккордами, ибо «так делали великие мастера». И т. д., и т. п..
Если обобщить, профессиональное институциональное образование игнорирует все живое и реальное – реального живого ученика, реальную живую коммуникацию между людьми, реальную живую музыкальную традицию – и ориентировано на формальный РЕЗУЛЬТАТ.

В противоположность всему этому ОШ обучает музыке следующим образом:
1. Музыкальное развитие живого человека, его жизненные задачи и специфика восприятия – главное. То, чему и как его учить – всецело зависит от его пути, его задач и выбора.
2. Музыкальная традиция используется как ключ к развитию, как чудесный инструмент, при помощи которого человек управляет своей жизнью и сознанием.
3. Музыкальные стили и явления интегрированы и изучаются в их взаимосвязях и динамике перехода, а не как сами по себе. Фольклор, джаз, средневековье, классика – все они выступают как равноправные и равнозначные части единого целого.
4. Музыкальное образование строится как КОММУНИКАТИВНОЕ. Человек учится для того, чтобы музицировать вместе С другими и ДЛЯ других. Музыка выступает как инструмент коммуникации, устанавливающий связи между внутренним и внешним миром человека.
5. Степень детализации, профессионализма и совершенства определяется не абстрактными учебными планами, взятыми с потолка, не нарциссическими фантазиями преподавателей, а реальным КОНТЕКСТОМ живого человека – возможностями его организма, психическими особенностями, возрастом, потребностями, желаниями и т. д..
6. ОШ-обучение ориентировано на ПРОЦЕСС. Результат появляется на определенном уровне, он тоже важен, но только в контексте развития и коммуникации данного живого человека.
7. Каждый ученик проходит три равно-важных цикла опыта: «я играю для себя»; «я играю с другими»; «мы вместе (или я один) играем (играю) для других».
Индивидуальная работа, групповое обучение и перформанс с публикой – три этапа учебного цикла, соответствующие трем уровням бытования музыки в нашей жизни.
Перформанс, концерт, сценическое действо – финальный этап учебного цикла.

МЕСТО ОШ-ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Все атрибуты институционального обучения, которые я «раскритиковал», не означают, что оно само по себе «плохое». Все это – и узкая специализация, и ориентация на результат, и выделение одного стиля как главного – тоже важно и нужно. Но В СВОЕ ВРЕМЯ. Профессиональный институциональный этап – последний, финальный, так же как письменная академическая музыка, которую он «исповедует».
А ОШ-обучение – это ПРЕДЫДУЩИЙ этап: базовый, первый, вступительный.
Всему свое место и время. Сначала устное – потом письменное; сначала процесс – потом результат, сначала все вместе (интеграция) – потом дифференцирование, сепарация, узкая специализация.
ОШ-образование ничего не отменяет и ничему себя не противопоставляет. Оно просто ВОССТАНАВЛИВАЕТ отсутствовавший этап, более ранний.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ НАВЫКИ: КВАЛИФИКАЦИЯ
Ритм: основные размеры, синкопа, переменные размеры.
Голос: чистое интонирование, владение разными регистрами и тембрами.

Подбор по слуху, умение использовать музыку без нот.
Аранжировка для детского ансамбля.
Ансамбль, умение организовать музицирование.
Импровизация.
Элементарная композиция.

Ориентация в основных типах музыкальных языков и стилей:
Элементальная музыка (атональность, магический фольклор)
Ладовая музыка
Средневековая музыка
Ренессанс
Устная музыка XX века (блюз, джаз, популярная музыка)

ОЦЕНКА И СЕРТИФИЦИРОВАНИЕ

Я не считаю, что какой-то строго определенный стандартный уровень музыкальной или хореографической квалификации обязателен для всех ОШУ.
Де факто получается по-другому. Разные профессионалы в разных странах мира имеют разные уровни и разную специфику.
Есть необходимый минимальный уровень. Например, все-таки надо отличать 4/4 от 3/4. Но преподавательнице, специализирующейся на раннем развитии (дети до трех лет) не актуально владеть сложными переменными размерами или выдерживать сложные партии в полиметрии.
Гораздо важнее владение методологией и умение использовать рабочие модели.

ЭКЗАМЕН
Результаты, которые человек показывает на экзамене, имеют мало отношения к реальности. Уметь выдерживать экзамен и уметь применять творчески данный предмет – две разных вещи и два разных типа людей.
В ОШ главное – процесс и умение его организовывать.
Точно так же письменная работа будет свидетельствовать, скорее, о владении литературным слогом и нахватанности по части терминологии.
Мне кажется, самое надежное – просмотр видео реальных занятий с детьми, сопровождаемый живыми комментариями испытуемого.


Копирование материалов сайта при публичном размещении разрешается только с активной ссылкой на сайт www.rusorff.ru