Каневский Вадим. ОРФ-ШУЛЬВЕРК УЧИТЕЛЬ - НОВАЯ ПРОФЕССИЯ. Попытка описания
Статья Вадима Каневского "ОРФ-ШУЛЬВЕРК УЧИТЕЛЬ: попытка описать профессию" была опубликована в "Вестнике" Педагогического общества Карла Орфа (ROSA), №23, с. 65-81.
Этот текст написан в мае 2015 года. Я просто описал, как я вижу мою профессию, и назвал это «Орф-Шульверк учитель». Я так жил и работал задолго до того, как узнал, что такое Орф-Шульверк. Многое из описанного здесь (весь психологический слой, учение об эволюции музыкальных стилей и др.) разработано и систематизировано мною. Я не слышал ни слова на эти темы ни на одном из орф-семинаров.
Я рад подарить все это вам, мои друзья и коллеги. Советую вам, прочтя это, примерить к своей собственной жизни и деятельности, взять то, что вам подходит, не брать того, что не подходит, и не беспокоиться, если что-то не вписывается.
КВАЛИФИКАЦИЯ: ПОПЫТКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Орф-Шульверк учитель осуществляет развитие, обучение и творчество детей и подключение их к целостной музыкально-двигательной культуре человечества.
Орф-Шульверк учитель работает недирективно, опираясь на единство «Движение-Музыка-Речь», используя архетипы традиционной культуры – национальной и международной.
СТРУКТУРА СТАТЬИ
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 уровень: БАЗОВЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
2 уровень: ДЕТИ
3 уровень: МЕТОДОЛОГИЯ
4 уровень: ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 уровень: МУЗЫКА
ПРЕДИСЛОВИЕ
То, что Орф назвал словом «Шульверк»,– это не отдельно взятое частное изобретение. Это инструмент, существовавший многие тысячелетия и заново открытый в XX веке.
Орф-Шульверк – это чудесный инструмент развития, который может быть применен в самых разных целях: терапия, коррекция, развитие способностей.
Психо-культурная реальность, которую Шульверк создает и поддерживает – ИНТЕГРАЦИЯ, единство на разных уровнях:
единство музыки, движения и речи;
единство тела и сознания;
единство познания и творчества;
единство коммуникации и развития;
единство творчества и традиции.
Эта реальность Единства была открыта в XX веке разными исследователями и называется ХОЛИЗМ (от английского слова «whole» – «целый»). С разных концов ведущие мыслители XX века – Эмиль Жак-Далькроз, Рудольф Штайнер, Дэйн Редиер и другие – подходили к этому и описывали его разными словами.
Холистическое понимание развития человека – Шульверк – делает неприменимыми и бесполезными консервативные методы преподавания искусств как дисциплин, изолированных друг от друга и от актуальной человеческой реальности (такие как обучение по нотам, классический балет и т. д.).
Холистическое понимание художественного творчества – а именно его несет Шульверк – превращает его из продукта, который покупают люди как ПОТРЕБИТЕЛИ, в инструмент развития и создания собственной культурной реальности, которым они могут пользоваться как ТВОРЦЫ.
Орф-Шульверк учитель – это новая профессия, созданная в XX веке. Это мета-квалификация. Она объединяет в себе разные навыки, способности и образует целое, которое не равно сумме своих частей. Навыки объединяются в группы.
Но перед тем как перейти к детальному разбору основных уровней квалификации, необходим экскурс в историю.
ЭВОЛЮЦИЯ ПРОФЕССИИ: СЕПАРАЦИЯ И ИНТЕГРАЦИЯ
В давние времена профессий, в современном понимании этого слова, не было. Например, средневековый трубадур или миннезингер – а в России скоморох – и танцевал, и пел, и играл на разных инструментах, и слагал песни; а также был знатоком эпоса, ценностей, знаний о мире, законов, геральдики, и – кроме того – врачом, причем брался лечить самые разные болезни.
Затем профессия врача отделилась, но средневековый врач – например, легендарный Ибн-Сина (Авиценна) – мог лечить почти все, и зачастую успешно.
К XX веку, с развитием науки и техники, профессии стали стремительно сепарироваться – подразделяться на все более мелкие детализированные категории. Медики разделились на стоматологов, травматологов, ларингологов. И, в свою очередь, стоматологи стали делиться на терапевтов, хирургов, ортопедов и т. д..
Однако в том же XX веке началось обратное движение. Медики задумались о том, что тело человека – едино, процессы в нем едины и захватывают разные системы. Великий врач Залманов (который лечил Ленина) доказал, что болезни кожи связаны с проводимостью капилляров. Следующие поколения врачей поняли, что кожа – зеркало внутренних органов, поэтому часто бесполезно лечить только кожу, не касаясь, например, печени.
Вот так началось движение за интеграцию профессий. Опять появились врачи, изучающие человеческое тело как единую систему.
И наконец, в середине XX века появилась телесно-ориентированная психология, вернувшая миру понимание целостности человеческого организма – единства тела и психики. Стали развиваться науки о психической природе заболеваний.
И все это было не новым. Просто медики заново открыли учение о единстве человека, разработанное еще в древней Индии.
Если обобщить, западное начало, индустриально-технологическое, стремится к сепарации и узкой специализации, а Восток – к интеграции и целостности.
В XX веке произошла глобальная интеграция восточного и западного. Ведущие «западные» учения медицины и психологии не скрывают общих с «восточной мудростью» идеологии и методологии.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ИСКУССТВА
К концу XIX века в мире искусства господствовала тотальная сепарация профессий. Не просто специалисты по танцу занимались балетом, а музыканты – музыкой. Внутри каждой сферы все были по отдельности. Композитор только писал музыку, дирижер только руководил оркестром, исполнители только исполняли, об импровизации даже речи не шло. Все должно было быть написано нотами. Исполнитель не дерзал вложить в музыку иного вклада, кроме как мелкие оттенки динамики или темпа.
И, наконец, самое главное – производители музыки были отделены от потребителей. Весь вышеописанный производственный коллектив квалифицированных узких специалистов (композитор-дирижер-оркестранты) производил музыкальный продукт, а потребитель, сидя в зале или слушая грампластинку, потреблял его.
В XX веке, в процессе интеграции Востока и Запада, древней традиции и современной цивилизации, в Европе распространение восточной музыкальной культуры вызвало настоящий культурный взрыв.
Появилось стремление к интеграции, прежде всего тех искусств, которые развиваются во времени – танца, пения, музыки и речи (поэзии). В мире музыкальной практики развивались все более синтетические жанры, включающие импровизацию, полистилистику и подразумевающие возможность любого человека быстро научиться музицировать: блюз, джаз, рок-н-ролл, рок – короче, УСТНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА.
В мире педагогики появились Эмиль Жак-Далькроз, Рудольф Штайнер и другие. С разных сторон они подошли к одним и тем же выводам:
1) Разделение человечества на потребителей и производителей музыкальных артефактов – искусственно.
2) Каждый человек может быть творцом музыки (вернее, очень многие взрослые – и уж точно каждый ребенок). Музыкальное творчество нужно людям, особенно детям, как важный этап развития всего целостного организма.
3) Танец, музыка и речь по своей природе образуют единое целое – и в организме человека, и в культуре. С этого единства начинается развитие человека.
4) Культурное развитие каждого человека воспроизводит стадии развития культуры всего человечества (онтогенез – повторение филогенеза). Оно начинается с точки, где все едино – жест, движение, ритм, звук, голос, слово,– и постепенно развивается в сторону сепарации видов деятельности и их отдельного освоения.
Карл Орф был частью этого движения, и он создал инструмент практического воплощения этих принципов. Он назвал его «Шульверк». Не то чтобы очень удачно: «школьная работа». Какая здесь, на первый взгляд, школьная работа? Но, на самом деле, этимология слова «школа» ведет нас весьма далеко от привычных ассоциаций со словом «школа».
Итак, то, что называется словом «Шульверк»,– не выдумка, не изобретение и не узко разработанная методика по принципу «цель – шаги – результат».
Это просто новое название того, что было и есть. Как мы можем называть ЭТО другими словами? Музыкально-двигательно-речевая культурная Традиция. Канал творческой энергии человечества. Чудесный механизм творческого развития.
Это – то, что есть в каждом из нас. То, что творит чудеса. То, что создает в каждом из нас прекрасное.
Вот что называется «неуклюжим» словом «Шульверк». И, раз уж пошло в ход это название, я бы его оставил. Я бы назвал нашу профессию не просто «Орф-учитель», а так, как это принято во всем мире,– «Орф-Шульверк учитель».
ВЫСШАЯ ЦЕЛЬ
Какова же цель? Все это ДЛЯ ЧЕГО? Это что – обучение, терапия, творчество для хобби или профессиональное создание предметов искусства, как это принято у «серьезных профессионалов»?
Ответить на этот вопрос внутри идеологии «серьезных профессионалов», сепарированных узких специалистов, невозможно. Потому что ТАМ принято все
разделять. Но в нашем мире – в мире Единства, Интеграции, Целостности (напомню, что на Западе он называется ХОЛИЗМ, от слова «whole» – «весь, целый») – эти сферы нераздельны. Терапия, обучение, творчество, перформанс – части единого целого. И это целое не равно просто сумме своих частей. Также как тело человека – не просто желудок, печень и селезенка, сложенные рядом в кучу.
Терапия, обучение, творчество, перформанс – этапы процесса развития человека, его становления, его интеграции, его ПУТИ к САМОМУ СЕБЕ.
ИТАК:
Шульверк – это инструмент целостного развития человека через единство музыки, движения и речи. Орф-Шульверк учитель помогает овладеть этим инструментом. Его задача – подключить человека к его собственному Каналу музыкально-пластического развития, помочь ему пробудить в себе собственные способности к танцу, ритму, пению, музицированию, которые заложены в каждом из нас и которые дают огромные возможности нашему организму.
Цели и ценности работы Орф-Шульверк учителя не могут быть описаны исходя из консервативного бытового подразделения человеческой жизнедеятельности на отдельные не связанные друг с другом профессии.
В Шульверке нет никакой эзотерики и мистики. Это вполне конкретная и реальная вещь – такая же конкретная и реальная, как восточная медицина, описанная в сотнях томов, с диаграммами, показывающими, как, нажимая на точку на пятке, мы стимулируем печень.
Шульверк – это механизм, это то, что дано природой. Но это – Чудесный механизм. Оставаясь механизмом, он не перестает быть Таинством. Так же, как, например, зачатие, рождение ребенка. Вроде вполне понятная вещь, механика природы. И – Таинство!
Так вот, Орф-Шульверк учитель – одновременно и технолог, обучающий этому инструменту, и жрец, осуществляющий Таинство.
Как технолог, он не обязан знать слишком много. Электрик не обязан знать всю физику электричества, и хороший водитель не обязательно разбирается в устройстве мотора. В конце концов, мы все в каком-то смысле просто нажимаем на кнопки. Но вот – на какие кнопки жать и когда? – это самое главное. Сфера профессиональной квалификации здесь – вполне определенная, но она не такая, как у обычного учителя музыки.
Орф-Шульверк учитель должен разбираться в большем количестве предметов, чем обычный учитель музыки.
Ниже следует краткое описание основных уровней квалификации (разной степени подробности).
Сокращения: ОШ= Орф-Шульверк; ОШУ = Орф-Шульверк учитель.
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ: БАЗОВЫЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
КОММУНИКАЦИЯ
Шульверк – коммуникативная педагогика, все построено на коммуникации. ОШУ обладает базовыми коммуникативными качествами. Это:
1. самосознание (по-английски awareness);
2. способность отделять свою реальность от реальности других и признавать их реальность как совсем другую;
3. способность принимать обратную связь и давать ее.
АЗЫ ПСИХОЛОГИИ
Все действия на ОШ уроке – воздействие на психику детей; все события на уроке происходят прежде всего в сознании детей и учителя. Ему необходимы базовые
психологические понятия: организм, граница, личность, перенос и контрперенос, нарушения контакта.
Также необходимо понимать природу эмоций, уметь их отслеживать и работать с ними.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
На Шульверк-уроке учитель постоянно получает обратную связь от группы. Как бы он ни был хорошо подготовлен, он всегда предельно алертен (от англ. alert) – собран, чуток, внимателен, готов к мгновенной реакции. Обратная связь от группы поступает не в виде слов. Дети не говорят учителю, как ему надо поступать. Он получает обратную связь в виде спонтанных реакций детей, в том числе невербальных – их мимики, напряжения или расслабления их тел, тембра их голоса, их дыхания.
Способность гибко и творчески выстраивать свою деятельность, реагируя на обратную связь – важнейшее качество ОШУ. Оно похоже на умение плавать в море. Хороший пловец не делает заученные движения. Он чувствует, как ведет себя море, и тут же реагирует своим телом. Так же ОШУ – плывет в бурном море энергии, используя свои заготовки для творческого реагирования на обратную связь группы.
ГРУППА И ОТНОШЕНИЯ В НЕЙ
В группе равных каждый ребенок созидает себя в отношениях с другими. Если учитель игнорирует отношения детей друг с другом и не помогает их выстраивать, дети конкурируют друг с другом в борьбе за его индивидуальное внимание, обижаются друг на друга.
ОШУ внимателен к отношениям детей, помогает их выстраивать.
ТЕРАПИЯ
Шульверк-уроки терапевтичны. В этом их первое назначение. Каждый ребенок на уроке – это живой организм. Происходящее на уроке направлено на оптимизацию процессов в этом организме, и, прежде всего, дает возможность канализировать энергию, бушующую в нем.
Терапия – в направлении энергии детей. На Шульверк-уроке энергия не подавляется, не блокируется, она также не становится деструктивной. Поддерживая этот баланс, ОШУ КАНАЛИЗИРУЕТ энергию, направляет ее на творчество, обучение, эмоционально заряженное общение, совершенствование – созидание себя в отношениях с другими.
Терапевтический этап невозможно миновать или пропустить. Ребенок, энергия которого игнорируется и не включается в процесс, становится деструктивным или теряет контакт с самим собой и выпадает из реальности.
ВТОРОЙ УРОВЕНЬ: ДЕТИ
КОНТАКТ С ДЕТЬМИ
Самое главное, что отличает ОШУ – любовь к детям, контакт и взаимопонимание с ними.
Главное базовое психическое качество ОШУ – способность понимать и чувствовать детей. Эта способность – неинтеллектуальная и невербальная. Такой человек может не знать умных слов и не уметь многое, что вроде полагается. Но, зная, чувствуя и понимая мир детей, умея говорить с ними на одном языке, он сможет самое главное – помочь каждому из них в его развитии.
ЗАДАЧА ШУЛЬВЕРКА – ПОМОЧЬ КАЖДОМУ РЕБЕНКУ В ЕГО СОБСТВЕННОМ РАЗВИТИИ.
НЕДИРЕКТИВНОСТЬ
Обладая определенной властью, ОШУ пользуется ею для поддержки детей, оставаясь максимально в равных отношениях с ними. Его отношения с детьми НЕДИРЕКТИВНЫ.
ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
ОШУ надо знать и понимать возрастные особенности детей, специфику их поведения и реакций – в зависимости от возраста, пола, характера и т. д. – и уметь строить с ними контакт исходя из реальных детей, а не представлений о том, какими они должны быть.
ЯЗЫК ДЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Из первого вытекает второе. ОШУ знает язык детской культуры и говорит на нем с детьми. Он знает игры, потешки, пестушки, считалки, хлопалки – формы и тексты детской культуры – и помогает детям поддерживать ее. И не только знает, но и может сам их варьировать, изменять, придумывать, исходя из ситуации.
ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА
ОШУ чувствует, принимает и отслеживает не только группу в целом, но и каждого ребенка в отдельности. Он использует свою власть и умение, чтобы каждый ребенок был услышан, понят и смог выразить себя.
ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ: МЕТОДОЛОГИЯ
ШУЛЬВЕРК ГОВОРИТ С ДЕТЬМИ НА ИХ ЯЗЫКЕ
ФОЛЬКЛОР, ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
Детская культура – архив и кладовая традиционных культур мира. Уходя из жизни взрослых людей под нашествием цивилизации, традиционная фольклорная культура модифицируется и оседает в детской культуре. Но формы и архетипы остаются теми же.
ОСНОВА, БАЗА ШУЛЬВЕРКА – МИРОВАЯ ФОЛЬКЛОРНАЯ ТРАДИЦИЯ
ДЕТСКАЯ И ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРЫ НА УРОКЕ
ОШУ не просто знает игры, песни, считалки и хлопалки. Он умеет применить их на уроках, превратить в педагогические инструменты, построить из них серию связанных и осознанных этапов обучения.
Эксклюзивное ноу-хау, МЕТОДОЛОГИИЯ ШУЛЬВЕРКА, как раз в этом – ФОРМЫ И АРХЕТИПЫ МИРОВОЙ ФОЛЬКЛОРНОЙ ТРАДИЦИИ КАК ИНСТРУМЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ.
(Замечание на полях. Однако Шульверк отнюдь не преследует целью воссоздание и сохранение какой-либо конкретной этнической традиции. Берут какую-нибудь песню, например, из фольклора Ганы, кое-как переводят ее и используют на уроке, не обращая внимания на все слои мифологического и культурного контекста, в котором данная песня существует. Более того, сам критерий отбора – не индивидуальность, не этническая самобытность, а наоборот – универсальность, общекультурность. Отбираются самые «квадратные», построенные на трезвучиях темы, годные для канонов и т. д.. Однако это осознанное упрощение, унификация, в известное мере стандартизация, помогают достичь новых целей, создают новую, пан-фольклорную, креативную реальность данного урока. В чем-то это очень похоже на создание равномерно-темперированного строя. Искажение, стандартизация и унификация натуральных интервалов лишила лады их
многих индивидуальных, энергетических и космических качеств, но зато решила важнейшие задачи музыки на тот момент: равнозначность круга тональностей и единый строй инструментов оркестра. Все шедевры мировой классики XVIII века построены на этом, по сути, «акустическом вандализме».)
«АБСТРАКТНЫЕ МОДЕЛИ»
Так я называю правила и структуры традиционных игр, которые допускают много вариаций и дают большие педагогические возможности. Например «Имитация по кругу с переменным лидером», «Делай как я», «Считалка на выход» и т. д..
ОШУ понимает абстрактные модели, умеет ими осознанно пользоваться.
ПРОЦЕСС И КОНСТРУКТОР
ОШ-урок – это не запланированная схема, а живой процесс, в котором всегда есть доля непредсказуемости. Этот процесс структурируется системой действий, которая похожа на КОНСТРУКТОР (части и детали – зачастую стандартные; однако они взаимозаменяемы, и всегда есть способы их соединения). Этот вид урока – полностью иной, чем обычный урок. В нем сочетаются тщательная подготовка и импровизация, процессуальность и структурность, эмоциональность и логика.
МЕТОДИКА
- отслеживание продвижения учеников;
- умение видеть их развитие по маленьким результатам;
- способность построить длительный цикл обучения.
Рабочие модели
ОРФ-УРОК (или законченный блок внутри урока):
ВВЕДЕНИЕ – ТЕМА – ВАРИАЦИИ – ФИНАЛ
ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ:
спонтанность-имитация-вариация-импровизация-композиция.
СПОНТАННОСТЬ – свободное самопроявление в движении или звуке, высвобождающее энергию, набор первичных паттернов.
ИМИТАЦИЯ. Вычленяем паттерн, начинаем его повторять. Так мы его присваиваем и обучаемся на нем изнутри себя же (или копируя участников группы).
ВАРИАЦИЯ. При накоплении избыточного количества освоенных паттернов мы можем их варьировать разными способами, наращивая возможности.
ИМПРОВИЗАЦИЯ. При накоплении избыточного количества вариаций, мы можем комбинировать их во времени и создавать разнообразную мелодическую линию.
КОМПОЗИЦИЯ. При накоплении избыточного количества импровизаций мы можем отбирать лучшие из них (или их фрагменты) и собирать их в музыкальную форму.
ЦИКЛ КОНТАКТА СО ЗВУКАМИ И МУЗЫКОЙ
ВВЕДЕНИЕ
Когда ребенок приходит в музыкальную школу, его сначала заставляют учить ноты, а потом играть по ним довольно сложную музыку. Однако многие родители, когда-то прошедшие через это, догадываются, что, вообще-то, не с этого лучше начинать.
Ноты сами по себе – вещь неплохая, удобная; классическая музыка – тоже хороша. Но все это – НЕ ТО, С ЧЕГО НАДО НАЧИНАТЬ.
А с чего тогда? Ну вот человек, ребенок или взрослый, приходит в мир музыки, что-то там делает, что-то получает, чему-то научается, возвращается обратно в свою жизнь – и ему стало гораздо лучше жить. В психологии это называется ЦИКЛ КОНТАКТА. Каков же правильный, естественный, разумный цикл контакта? Отвечающий природе человека, динамике человеческих потребностей и логике его развития. А также природе самой музыки (ибо она от этого самого развития неотделима и, собственно говоря, его обслуживает)…
Вот он:
самовыражение – терапия – медитация – обучение – творчество – выступление.
1. САМОВЫРАЖЕНИЕ
Русское слово вы-ражение – это как бы «вывести свой «раж» вовне». Раж (буквально – «гнев») – энергия организма, которая просится наружу. Воплощение ее в звуках дает человеку возможность ее осознать и «присвоить». Латинский синоним «экспрессия» еще более радикален: экс-пресс – «вы-давить».
Когда мы плачем, смеемся, стонем, рычим, мурлыкаем, мы интегрируем переживание, эмоцию. С этих домузыкальных (или пре-музыкальных) звуков начинается САМОВЫРАЖЕНИЕ – первичная базовая потребность человека, для которой ему нужны звуки. Когда мы говорим, смыслы речи передают содержание, а интонация, громкость и тембр – музыкальные параметры речи – ВЫРАЖАЮТ наше состояние.
В самом начале цикла контакта со звуками человеку нужно прежде всего ВЫРАЗИТЬ СВОЕ АКТУАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ, через это человек может контактировать с этим состоянием.
2. ТЕРАПИЯ
Это слово не означает «лечение» больного. В данном смысле терапия – это интеграция с глубинными явлениями психики через звуки. Как продолжение самовыражения, терапевтический этап нашего цикла – дать человеку не просто выразить себя «здесь-и-сейчас», а проникнуть в «там-и-тогда», в глубоко запрятанные переживания, запечатанные и заблокированные, в которых дремлет и ждет пробуждения мощный ресурс психики. Для этого мы тоже используем звуки – движение, ритм, пение.
3. МЕДИТАЦИЯ
Самовыражение и терапия открывают нам новый мир звуков: фонемы, ритмы, аккорды, мотивы, которые приковывают наше внимание – настолько, что нам хочется на них задержаться и сконцентрироваться.
В отличие от самовыражения и терапии, где присутствовали динамика, энергия, «завод», звуковые и душевные события бурно сменяли друг друга, медитация погружает нас в ТРАНС – «остановку времени». Транс может быть динамичным (например, танец в транс-клубах под монотонную ритмоформулу электронных барабанов) или статичным (например, сидячая медитация). Но в обоих случаях общее вот что: время останавливает свой бег, мы сосредоточиваемся на чем-то одном – одном ритме, одном звуке, повторяющемся мелодическом мотиве.
При глубокой медитации мы погружаемся в вечность, разум перестает метаться, и мы подключаемся к каналу энергии из космоса.
Этап транса и медитации необходим – как переход от домузыкального (точнее пре-музыкального) этапа «самовыражение – терапия» к собственно музыкальному «обучение – творчество».
4. ОБУЧЕНИЕ
Теперь у нас много энергии, понимания, концентрации, погружения. Теперь мы можем целенаправленно наращивать навыки овладения музыкальными языками,
практиковаться, отрабатывать технику. Все это мы делаем в непосредственной связи с предыдущими этапами – самовыражением, терапией и медитацией,– черпая из них энергию и интерес. Поэтому мы выбираем для обучения именно тот музыкальный язык, который обеспечивает максимальную экспрессию для человека, терапевтичен для него и закрепляет нужную идентификацию. Например, для подростка – рок-музыка, причем любимых групп, тех, с которыми он себя социально идентифицирует (нельзя забывать про социальный аспект, музыку «мы»).
Непременная часть обучения – исполнение музыки, воспроизведение выученных форм, в которое вкладывается каждый раз новое содержание.
Еще одна непременная часть обучения – ансамбль, совместное музицирование. Играя в ансамбле, общаясь звуками с другими, человек обучается качественно быстрее и глубже.
5. ТВОРЧЕСТВО
Творчество – это импровизация и композиция, способность осмысленно и содержательно комбинировать элементы музыкального языка, передавая внутренние события ДРУГИМ. Присутствие другого человека, хотя бы в виде образа, необходимо для творчества. Сначала это «внутренний слушатель» или Учитель в роли слушателя (или партнера), потом еще кто-то другой.
Импровизация как способ музицирования постоянно присутствует, но на уровне выражения или терапии она служит для другого. На этапе творчества импровизация – это способ говорения на музыкальном языке, так же, как мы говорим на языке слов. Здесь мы не просто спонтанно извлекаем звуки (как было на этапе самовыражения), а ГОВОРИМ этими звуками что-то, причем используем для этого общепринятые культурные формы данного музыкального языка, например джаза или рока.
6. ВЫСТУПЛЕНИЕ
Исполнение музыки перед другими – финальный этап цикла. Сцена, концерт.
(Продолжение статьи)
Копирование материалов сайта при публичном размещении разрешается только с активной ссылкой на сайт www.rusorff.ru