В Якутии состоялся семинар-практикум Ларисы Маклаковой «Орф-подход в работе с детьми с проблемами в развитии»
6 декабря 2018 г. на площадке Республиканского Детского дома-интерната г. Нерюнгри (Республика Саха (Якутия) состоялся авторский учебно-практический семинар Ларисы Маклаковой для музыкальных руководителей, психологов и учителей музыки, работающих с детьми с ОВЗ - «Орф-подход в работе с детьми с проблемами в развитии». Лариса Маклакова поделилась фотоотчетом и своими впечатлениями.
Лариса Маклакова. Отчет о проведении семинара-практикума «Орф-подход в работе с детьми с проблемами в развитии»
Этот семинар стал своеобразным подарком к Рождеству и Новому году себе и коллегам Нерюнгринского района! Впервые в южной части Якутии был проведено такое крупное просветительское мероприятие по распространению идей орф-педагогики. Очень долго не решалась на такую форму передачи опыта работы. Все ограничивалось мастер-классами. Но все мы понимаем, что орф-педагогику надо почувствовать, чтобы понять саму «сердцевину», суть подхода. Сделать это полноценно за 30-40 минут для специалистов просто невозможно и не интересно самому автору-распространителю.
Изначально планировалась тема «Музыкальное телесное погружение средствами Орф-подхода с детьми с ОВЗ». Тему упростили, но программа семинара полностью претворилась - погружение в музыку мыслями, телом, голосом, игрой. В программу семинара помимо авторских практических наработок были включены материалы педагогов Орф-института (г. Зальцбург, Австрия) Верены Машат (Австрия, Испания) и Ангелики Вольф (Австрия, Великобритания). Также прозвучали фрагменты отчета, который был представлен автором на Всероссийской конференции в Варне "Орф-движение: 30 лет пути".
В теоретической части семинара важно было донести до участников о здоровьесберегающей и социальной весомой значимости Орф-подхода в работе с особенными детьми. Дальнейшая практика помогла это прочувствовать всем участникам.
С первых минут мне очень понравилось экспериментировать по ходу развертывания учебной орф-модели. И ожидания оправдались, так как все действия происходили непринужденно, с полной отдачей себя в передаче образа. Как всегда это бывает на орф-занятиях, слова были лишними, каждый участник процесса работал с полной отдачей своих ощущений или, как я бы выразила свое впечатление со стороны заводилы процесса, - "чувства владели действиями". Например, погружаясь в "Море" жестами и движениями, традиционное приветствие прошло для большинства участников в новой невербальной форме и без шаблонов: "волны переливались" от одного к другому, посылая немые приветствия взглядом и тактильно.
И куда только нас не «завозил Поезд». Ощущение, что перроны бывают не только на вокзалах, но и в музеях, на набережных и космодромах!
А дальше – я была полностью заинтригована происходящим. С наступлением «африканской» части, чувства уже вырывались в двигательно-голосовой разгрузке, особенно когда добавились музыкальные инструменты.
В финале семинара я - уже само погружение. Участникам была предложена модель «Мандала». С детьми ЗПР и ОВЗ я это называю «Калейдоскоп». При чем у особенных детей это одно из любимых заданий, в совместном творческом процессе «релаксируя», т.е. «погружаясь» через движения в глубь чувств. Да-да, не удивляйтесь – это факт. У некоторых участников возникал вопрос: «Как это возможно?» И тут разгадка находится в подглядывании и наблюдении друг за другом, по принципу «Смотри на меня, как на равного! Вместе у нас все получится!»
Очень важны для меня были вопросы от «учащихся». Ведь вопросы подталкивают к следующему проекту и новым планам! Все участники были полны желания работать, были предложения о новых встречах на подобных семинарах.
В нашем городе есть Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями слуха и речи «СУВАГ». Этот центр тесно связан с работой наших коллег в г. Загреб, Хорватия. Для меня было огромной радостью встретить на своем семинаре и вместе поработать с коллегами нерюнгринского центра «СУВАГ», которые дополнили информацией о лечебном свойстве ритма и движения и выразили слова благодарности за распространение Орф-подхода в нашем районе.
Вот такой предновогодний подарок получился для всех нас, общероссийских ОРФОВЦЕВ!
Спасибо всем вам за поддержку!!!
Якутия не стоит на месте, она вместе с вами поет, играет и сочиняет!