Премьера спектакля под руководством Натальи Вальченко на Дягилевском фестивале 2022
18 июня 2022 г. в Перми в рамках Образовательной программы Дягилевского фестиваля - 2022 состоялась премьера крупного произведения Карла Орфа De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времени»). Режиссёр - Наталья Вальченко.
В рамках Образовательной программы фестиваля Наталья Вальченко целую неделю готовила с ребятами-подростками большой проект Мистерии. Дети большие молодцы - и наверняка этот театрально-музыкальный опыт даст им много хороших "нот" в дальнейшем.
Театральные работы Орфа практически неизвестны в России: их исполнение вызывает большие трудности. Оркестр Орфа — это гигантский и крайне нестандартный состав. Солисты Орфа должны обладать не только актерскими способностями, но и уметь отрешаться от актерского типа существования на сцене, исполняя не роли, а ритуальные обязанности. Хор Орфа должен уметь говорить и кричать, а драматические актеры — петь. Мистерии Орфа далеки от конвенционального театра, зато близки к средневековым литургическим драмам, исполнявшимся в храмах и на улицах.
Элементарный музыкальный театр — художественно-педагогическая концепция, основанная на принципах Орф-педагогики: гуманистичность, обучение в процессе деятельности, творчество, значимость социальной составляющей. Особенно ярко элементарный театр воплощает принцип единства и взаимосвязи видов деятельности, синтеза искусств. Показ итогов недельной лаборатории, в процессе которой пермские ребята под руководством Натальи Вальченко, выпускницы зальцбургского Орф-института разучили фрагменты оперы De temporum fine comoedia в доступном для них виде: сокращенном, упрощенном и преобразованном в ходе самостоятельной творческой работы.
Техническая поддержка - компания "Синкопа", которая предоставила инструменты орф-оркестра, в том числе новые металлофоны Sinkopa Percussion,
Небольшой видео-фрагмент с премьеры
Богдан Королек о "Комедии на конец времени" Орфа
Отзывы зрителей
Влад Плетнёв: Когда струны моей Души отзовутся в сердце, когда я почувствую искренность, словлю волну и даже растрогаюсь до слёз. Не стесняясь проявления человеческих чувств... Именно тогда, уверен, происходит та самая высшая магия! Наивность и открытость, не мастерство и искуство как таковые, а личное переживание - откликается во мне....
Спрашиваю приятелей о фестивале, узнаю мнение о концерте или свершившемся спектакле и не всегда разделяю восторг или произнесённых " у меня нет слов!". В моем уже возрасте и учитывая личный опыт, позволяющем судить о лучших европейских сценах, трудно удивить, а "достучаться правдивостью можно". Видя на заводе Шпагина De temporum fine comoedia («Мистерия на конец времени») финальный спектакль, я не столько был взволнован как вчера в Доме Дягилева.
Проект Орф-лаборатории и подростковая команда под предводительством Натальи Вальченко позволили испытать среди бела дня катарсис. Случился процесс высвобождения эмоций, разрешения внутренних конфликтов и нравственного возвышения, возникающий в ходе самовыражения или сопереживания при восприятии произведения искусства.
Да! Благодаря именно этому короткому, и может быть "наивному" спектаклю, случился для меня ДЯГИЛЕВСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ 2022. Именно версия Будущего поколения дала возвышение, очищение, оздоровление немногочисленому зрителю в зале. Каждый подросток колокольчиком прозвучал, казалось бы в главном и финальном спектакле Фестиваля.
Спасибо особое Анне Фефеловой (ред. - бессменный куратор Образовательной программы фестиваля) - автору идеи чуда с ребятами!
Ольга Пастаногова: Разделяю Ваши чувства. В доме Дягилева дети были на высоте. И, да. Удивили. Для меня фестиваль состоялся по многим, казалось бы, неожиданным обстоятельствам. Слез не могу сдержать с самого открытия фестиваля. Все получилось как нельзя лучше!!! Анне Фефеловой спасибо особое! В прошлом году ее лаборатория тронула не меньше, чем в этот раз!
Закрытием Дягилевского фестиваля - 2022 стала еще одна "взрослая" постановка оперы-мистерии Карла Орфа в индустриальном интерьере завода Шпагина. De temporum fine comoedia Орф создавал на протяжении десяти лет и неоднократно редактировал. На фестивале прозвучала версия 1981 года. Постановку осуществила Анна Гусева, музыкальный руководитель и дирижер — Теодор Курентзис.