Отзыв о семинаре Ленки Поспишиловой в Санкт-Петербурге, 21-22 апреля 2018 г.
Евгения Фаюстова (г. Екатеринбург)
Не успеваю использовать и половины материалов, которые забираю с собой с семинаров. И все равно езжу. Жадничаю. Привожу домой, складываю конспекты и распечатки в папочку, а папочку водружаю на полочку. И стоят на той полочке папочки ровненько, покрываясь слоями пыли… Как будто бы и не востребованные вовсе. До поры. Потому что иногда случается творческий ступор. Когда надо придумать новый урок, а ты кружишь-маешься вокруг игр, в которые уже игралось и не по разу, и не чувствуешь драйва, и понимаешь, что и дети его не словят, раз у тебя его нет. И вот тут-то моя «полочко-папочковая» группа поддержки меня очень выручает. Нужно только протянуть руку и вытащить наугад любой лист с записями. И глаза на лоб от того, как круто, как свежо, ценно и живо, и завтра же это отнести детям, в срочном порядке!
Материал с семинара Ленки Поспишиловой – именно такой, что можно вытащить любой лист из папочки и обалдеть. И завтра же сделать с детьми. Особенно мне хочется реализовать модели, связанные с активным слушанием классических произведений. Мы играли с симфонической музыкой Дворжака, Орфа и Бизе. От сюжетной игры и свободного движения до чтения и воспроизведения реальных партитур – и все это настолько доступно для детей, что, думаю, я на будущий год рискну и дам этот материал своим любимым шестилеткам – ребятам, которые занимаются у меня с полуторагодовалого возраста. Правда, если они не разбегутся на курсы подготовки к школе)) Вообще в очередной раз помечтала о стабильных группах хотя бы в 8-10 детей. А лучше больше. Такие крутые штуки можно делать. Такие оркестровки, ансамбли, пластические импровизации и театральные этюды… Работа в группе, групповой процесс – это необычнайное богатство и для детей, и для педагога! Впрочем, я отвлеклась. Еще один ценнейший для меня материал с семинара – «азиатское» погружение. Как-то до сих пор эта часть света не приходила в мои занятия, не могла целостно спланировать именно азиатскую тему, не знала, как передать состояние, которое задает пентатонический звукоряд. Ленка показала нам восхитительную модель на основе японской песенки про два барабана - думаю, даже в группе трехлеток я это попробую сделать. Вообще доступность материала даже для малышей (и в то же время возможность его усложнения вплоть до взрослых групп) – это, пожалуй, какая-то базовая характеристика работы с Ленкой Поспишиловой. А может быть, просто я «повзрослела» и стала видеть более полный спектр возможностей?
А еще мне стало ужасно интересно находиться в позиции наблюдателя-исследователя. Не только материал интересен. Не только методические секреты. Не только игра сама по себе. Но и сам преподаватель, его личностные особенности, характер, эмоциональное состояние – это ведь целый огромный мир. И так здорово наблюдать, как по-разному расцветает орф-подход в руках разных мастеров. Как по-разному расставляются акценты. Как создается атмосфера в группе и какая она – ведь всегда разная. Какие ингредиенты и в какой пропорции замешиваются в этот учебно-творческий коктейль. Я так довольна, что я теперь умею иногда и это замечать тоже. И, кстати, такие наблюдения очень помогают понять: а я сама – какая? Мой собственный орф-коктейль на уроках – он с какими ингредиентами и в какой пропорции?
Это просто я увидела у Ленки две игры, уже знакомые мне по другим семинарам. В одну из них – «Chocolate» со звучащими жестами – мы играли с Малиной Сарновска, польским преподавателем. А вторая игра была на основе песенки «Jimba», которую я хорошо помнила с одного из семинаров испанца Леонардо Ривейро. Так вот обе игры стали чудесным «не-дежа-вю». Знаете, как художники пишут пейзаж с одной и той же натуры – и получаются совершенно разные картины. Так и здесь. Совершенно разные коктейли.
Игру в Jimba от Ленки мне захотелось побыстрее принести детям. Единственная загвоздка – для этого сначала нужно насобирать много-много разноцветных крышечек от пластиковых бутылок. «Приеду домой – дам задание родителям, может к концу осени и накоплю», - подумала я. И буквально через день в WhatsApp приходит сообщение от мамы моей ученицы: «Женя, вам не нужны крышечки от Фрутоняни? Целый пакет разных цветов» Йохоу! Конечно нужны! Несите всё! И будем играть в Джимбу!Кроме фотографий прикреплю небольшой видеофрагмент с семинара - наша игра в симфоническом оркестре Вот верите ли, ощущения - как у музыканта на настоящем концерте.