Надежда Светличная: 6 недель спустя (“Special Course” в Орф-институте)

  • 03.11.2018

 

 

Надежда Светличная
Письмо второе от 02 ноября 2018 года
“Special Course” в Орф-Институте при Университете Моцартеум, г. Зальцбург, Австрия (Orff-Institute of the Mozarteum University, Salzburg, Austria)

Ворота Фронбурга. Ковка, похоже, оригинальная

Hohensalzburg

 

Всем огромный привет!
Первые 6 недель (по ощущениям — 6 месяцев!) обучения в Зальцбурге are out.
Небольшой дайджест по тому, что в них было.


1. Запустился процесс с 2-х великолепных лекций — Барбары Хазельбах об истории Гюнтер-шулле и Мануэлы Видмер — об истории Орф-Института. Лекции очень яркие, глубокие, с обилием живых деталей, с очень понятным объяснением того, что за люди были Карл Орф, Гунильд Кеетман, Доротея Гюнтер, Майя Лекс, во что они верили, чем интересовались, как работали вместе, почему разглядели друг друга и как из личных увлечений этих музыкантов и танцоров возникли то, что потом стало фундаментом Орф-Шульверк подхода.
Материал и понимание этих лекций очень здорово для меня был усилен работой со статьей Барбары. Заданием был summirizing на 2 страницы. Но summirizing summirizing'у рознь. Получился конспект-свиток от руки с рисунками, схемами, читаемый снизу вверх. Я объясняю такой креатив качеством материала статьи.

Барбара Хазельбах — это абсолютно уникальная женщина. Ловлю себя на том, что думаю о ней и ее магии сейчас постоянно. Носительница и хранительница главных идей, человек, работающий в Институте со дня основания (1961 год), человек, который культивирует развитие Орф-Шульверк во всем мире, очень простая, доступная, без тени венценосности, мудрая женщина. Она ведет свой курс совместно с Дорис Вальтинер. О Дорис еще пойдет речь. Сейчас скажу только, что мы заключительный Спэшл, который учится у Барбары. Далее Дорис будет вести курс самостоятельно.
 

2. Две недели с Софией Лопес-Ибор, приглашенным педагогом из Сан-Франциско. Темп ее процесса очень высокий. Плотность - бывали дни с пятью парами. И это была действительно жара! (Потом София смеялась: по сравнению с ее темпом и нагрузкой в Сан-Франциско, наш интенсив - ее отпуск). Идеальный педагог и музыкант! Какой ракурс не возьми. Абсолютно мой!!! Роскошь материала и дидактики!!! (Честно, до сих пор я воспринимаю это как фантастику, не до конца верю, что такое преподавание вообще возможно). И со всем этим - teaching touching your personality.
Из самого краеугольного - София указала на самые главные сокровищницы для нас:

  • музыка Кеетман (это целая библиотека) - «играйте ее так много, как можете!»;
  • коллаборация внутри группы - «вы самые главные богатства друг для друга!», уникальный фрэйм для анализа своей и чужой практики;
  • кристально ясная, отполированная дидактика в импровизации и композиции - как привести от простого к сложному, незаметно и легко;
  • Музыка - это также, как язык. «В нашей школе в Сан-Франциско музыка существует не как предмет. Это язык - везде, всегда, захватывающий всех»;
  • «Мы не учителя музыки. Мы те, кто помогает проявиться музыке внутри каждого».

Сейчас группой мы пробуем реконструировать ее процесс — с чего начинали, почему была именно так, чем завершался блок, о чем она думала, когда создавала такую последовательность процесса... Пока идем на ощупь, но намерения наши серьезны, я верю во множественную полезность такой рефлексии.

Интеграция искусств. Заключительный класс c Sofia Lopez-Ibor


С Michele Ellis, Mehmet Ilkay Nişancı, Luciana Soares и Татьяна Черноус


3. Был пока единственный класс Морица Гутмана. Уже после первого знакомства с его процессом я поняла, что это хормейстер моей мечты. Я попала в свое родное, в свои детские ощущения в камерном хоре. Хочется пробиться в какой-то из его хоров, благо здесь их у него много. Надеюсь, что получится.

После класса Флориана Мюллера Percussion Ensemble

4. У нас есть возможность посещать любые занятия в качестве наблюдателей. Можно это делать разово, можно системно, если позволяет основное расписание. Я предпочитаю второй вариант. Мне интересна динамика, мостики от одного занятия к другому, длительные процессы. Так я оказалась в группе Михеля Видмера и его студентов, преподающих в средней Монтессори-школе. Скажу так - волшебство начинается для меня с того момента, когда выхожу в 7:15 утра из дома и направляюсь пешком (минут 40 ходьбы) по сводящему с ума своей свежестью и ароматами утреннему осеннему Зальцбургу. Потом волшебство продолжается, когда я встречаюсь с группой ребят от 9 до 12-13 лет. Я не слова не понимаю из процесса на немецком, но они меня очень радуют и я чувствую себя там, как будто это мой родной, дорогой класс! Потом, после часового занятия, волшебство продолжается в часовом обсуждении процесса и планов на следующий. ЧАС! мы просеиваем, делимся наблюдениями, думаем, как лучше для группы, как лучше и правильнее для отдельных детей. Я, как рыбка-прилипала, прикрепилась к этой педагогической группе и уже не собираюсь открепляться. В процессе подготовки к серии занятий оказались в мастерской Михеля Видмера в Орф-Институте. Это, наверное, как в Янтарной комнате. Каждый (я проверяла!) квадратный сантиметр — это или музыкальный инструмент, или вязанка инструментов, или инструмент для изготовления инструментов. Сотни природных и искусственных материалов — от огромных бамбуковых стволов до пластиковых капсул от сливок к кофе, простые идеи в множестве вариантов, действительно офигительно звучащих. Да, вот это поражает меня больше всего — красота звучания его инструментов. Любопытство и знания Михеля в поле природы звука просто потрясают!

Middle Montessori-school


5. Концерты. Оо!! Отдельный разговор. Если ты в Зальцбурге, будь всегда начеку — здесь, наверняка, прямо сейчас звучит что-то интереснейшее, уникальное, высочайшего качества. Очень быстро учишься обращаться внимание на афишные тумбы по городу, раздаваемые флаера, афиши у концертных залов. Так я оказалась на концерте (Виолончельный концерт Дворжака, Нулевая симфония Брукнера) в Фестивальном дворце — главном зале Летнего Зальцбургского фестиваля (его программа в 2019 году, кстати, будет известна уже в конце ноября и тогда же начнется продажа билетов), на двух концертах фестиваля Jazz&City (а их было 100 в течение пяти дней), где гитарист Herve Samb и его команда (в основном, выходцы из Сенегала), крутейшие джазовые музыканты, были воплощением того, что только что мы проживали с Софией - «музыка - это просто язык, это общение, это жизнь».

Большой фестивальный зал с галерки

На детский концерт в Венском зале Моцартеума мы попали благодаря нашему педагогу Дорис Вальтинер. Она придумывает их, приглашает студентов Моцартеума, готовит с ними программу. Я немного в теме babyconcerts, подступала к ней несколько раз и по-разному, мне особенно было интересно, что же такое детские концерты здесь. И вот в середине концерта меня просто разобрало! И потом, весь день после утреннего концерта, на моем лице можно было увидеть tracks of my tears. Я думаю, такой эффект от того, что я впервые была на концерте, где музыканты, великолепные музыканты Моцартеума, превращались то в перформеров, то в танцоров, менялись составы, музыканты меняли инструменты, они играли на сцене, в середине зала, двигались во время игры, использовали простые, очень простые материалы и идеи с ними. То есть они формально сыграли программу, а в реальности это было забирающее тебя полностью действо, уносящее туда, где музыка, танец, театр были неделимым единством, и что-то внутри тебя до сих пор помнит это единство. Думаю, тронуло именно это! И еще то, что малыши от 5 месяцев до 3-4 лет имеют возможность зайти в музыку Ренессанса и Барокко именно через эту дверь.

Wiener Saal (Universitat Mozarteum) перед бэбиконцертом

Я окинула взглядом полный текст, но Upon my soul! - это дайджест. Далеко не все из произошедшего, далеко не все о произошедшем за эту маленькую шестинедельную жизнь в Зальцбурге. Хочу следующие тексты частично писать на английском. Они будут простые и читаемые, думаю всем будет от этого польза! До скорого!


PS. Фотографий мало, очень мало. И это прямо меня озадачивает. Я не могу фотографировать процессы и среды. Просто я забываю об этой опции. Или у меня просто не поднимается рука, как на занятиях или детском концерте. Очень выручают фотки ребят группы. Ну и я что-то придумаю.

Ссылка на пост Надежды Светличной в FB: https://www.facebook.com/nadya.svetlichnaya.90/pos...