Мастер-класс Маклаковой Ларисы "Воспитание звуковой культуры голоса при исполнении песен по системе К. Орфа. Игры с голосом"
23 ноября, г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия) в рамках Методического Объединения музыкальных руководителей района состоялся мастер-класс Маклаковой Ларисы Витальевны "Воспитание звуковой культуры голоса при исполнении песен по системе К. Орфа. Игры с голосом".
Тему предложили организаторы методического объединения. В ходе мероприятия педагоги познакомились с опытом использования упражнений, речевых и музыкальных игр, способствующих развитию у детей голоса, чувства ритма, творческих способностей.
Все активные участники мастер-класса убедились в важности, целесообразности использования Орф-подхода в такой непростой для детей области развития, как развитие звуковой культуры голоса.
МАКЛАКОВА ЛАРИСА ВИТАЛЬЕВНА
Закончила Иркутское педагогическое училище №3. Специальность «Учитель музыки. Музыкальный руководитель».
Педагогический стаж 23 года.
Работает музыкальным руководителем в Республиканском Детском доме–интернате более 14 лет, Республика Саха (Якутия).
Более 10 лет распространяю Орф-подход в дошкольных учреждениях на музыкальных занятиях с детьми с ОВЗ.
Впервые познакомилась с Орф-педагогикой на семинаре–практикуме Вячеслава Жилина «Музыкально-двигательное воспитание» в Образовательно-консультационном центре «АЛЬТ», г. Екатеринбург, в 2007 г.
В 2009г. принимала участие в Международных летних курсах «Орф - Шульверк. Пути, идеи, направления. Принципы орфовской педагогики в различных интерпретациях» в с. Варна. Организаторы - Челябинское областное музыкальное общество, «Всероссийское музыкальное общество» ,Педагогическое общество Карла Орфа при поддержке Carl–Orff Stiftung. На данном мероприятии представила опыт работы по Орфу в условиях детского дома-интерната на авторском факультативе «Использование Орф-элементов на музыкальных занятиях у детей с глубоким нарушением интеллекта».
Повышение квалификации, организуемые российским Педагогическим обществом Карла Орфа (ROSA):
- Авторский семинар-практикум В.А. Жилина «Музыкально-двигательное воспитание», Образовательно-консультационный центр «АЛЬТ» г. Екатеринбург, 2007 г.;
- Международные летние курсы «Орф - Шульверк. Пути, идеи, направления. Принципы орфовской педагогики в различных интерпретациях» Челябинское областное музыкальное общество, «Всероссийское музыкальное общество» Педагогическое общество Карла Орфа при поддержке Carl – Orff Stiftung, 2009 г.;
- Авторский семинар Т. Е. Потехиной «Законы роста и развития детей дошкольного возраста в помощь преподавателю музыки», 2013г., г. Самара;
- Обучение по программе дистанционного обучения «Музыкальная психокоррекция детей с ограниченными возможностями здоровья»,
Институт практической психологии «Иматон», г. Санкт-Петербург, 2015г. Автор программы Е.Н. Котышева (г.Омск);
- Семинар – практикум «Применение элементов Orff-Schulwerk в сфере образования и музыкальной терапии. Изготовление инструментов Орфа. Гитара и блок-флейта в руках педагога». Хорватская ассоциация Карла Орфа – HUCOЮ, г. Новосибирск - г. Загреб - с. Амзя. Авторы и ведущие – Ксения Бурич, Бранко Мештрич, Галина Хохрякова, январь 2016 г.;
- Курсы повышения квалификации «Творческое развитие детей в образовательной практике на основе педагогической системы Карла Орфа», г. Новосибирск, август 2017 г., Левел-Курс.
В г. Нерюнгри опыт работы по Орф-технологии представен на районных мероприятиях в виде открытых занятий, мастер-классов:
- Практический факультатив в рамках окружного семинара для работников ДОУ «Развитие творческих возможностей детей через игру на музыкальных инстументах», на базе ДОУ «Незабудка» г. Нерюнгри, 2010г.;
- Обобщение опыта работы в форме открытого занятие в рамках районного семинара- практикума «Психолого- педагогическое сопровождение детей с синдромом Дауна в условиях детского дома-интерната» «Звуки весны». Музыкальное занятие с элементами орф-подхода и музыкотерапии, на базе Детского дома-интерната, г.Нерюнгри, пос. Серебряный бор, 2011г.;
- Представлен опыт работы по играм с голосом и клавесами в рамках Единого методического дня «Комплексный подход в реализации задач по познавательно-речевому развитию детей дошкольного возраста», комплексное занятие в группе общеразвивающей направленности от 4 до 5 лет по сказке К.И.Чуковского «Федорино горе», г.Нерюнгри, на базе ДОУ «Незабудка», г. Нерюнгри, 2013г.;
- Представление опыта работы по орф-подходу по теме: «Использование новых музыкальных технологий (методик) в музыкальном двигательном воспитании дошкольников» на мастер-классе «Нетрадиционные формы обучения и воспитания детей дошкольного возраста», ДОУ «Незабудка», г. Нерюнгри, 2014г.; - Обобщение опыта работы по музыкальному развитию и коррекции детей с ОВЗ средствами Орф-подхода на районном Семинаре по теме «Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями развития в
условиях детского дома-интерната», г. Нерюнгри, пос. Серебряный Бор, 2015г.;
- На Районном Методическом Объединении музыкальных руководителей ДОУ Мастер-класс «Использование технологий Карла Орфа в различных видах музыкальной деятельности», г. Нерюнгри, на базе Управления Образования, 2016г.;
- Обмен опытом работы на Семинаре – практикуме «Применение элементов OrffSchulwerk в сфере образования и музыкальной терапии. Изготовление инструментов Орфа. Гитара и блок-флейта в руках педагога». Хорватская ассоциация Карла Орфа – HUCOЮ, г. Новосибирск- Загреб-Амзя, 2016г.;
- Обобщение опыта работы «Использование Орф-технологии при игре на музыкальных инструментах» и представление мастер-класса по изготовлению музыкальных Орф-инструментов на РМО музыкальных руководителей ДОУ «Развитие музыкальных и творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством игры игры на музыкальных инструментах. Использование нестандартного оборудования в качестве музыкально-шумовых инструментов», на базе ДОУ «Солнышко», г. Нерюнгри, 2017г.
Теоретический материал о своем опыте работы в области Орф-подхода регулярно представляла на Международных Конференциях:
- XI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования : содержание и организация образовательного процесса в ДОУ», статья «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях и их влияние на социально- эмоциональное здоровье детей». Сборник НПК. Г. Челябинск, 2013г.;
- XII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования: научно –методическое сопровождение ФГОС по дошкольному образованию», статья «Новые технологии в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста с проблемами в развитии и их роль в коррекции поведенческих нарушений». Сборник НПК. Г. Челябинск, 2014г.;
- XIII Международная научно –практическая конференция «Актуальные проблемы дошкольного образования: опыт, тенденции, перспективы»,
статья «Комплексная музыкальная коррекция с детьми с нарушениями в психофизическом развитии в условиях детского дома-интерната». Сборник НПК. Г. Челябинск, 2015г.
Также свои наработки в орф-подходе представляла к публикации в ежегодном издании «Вестнике» Педагогического общества Карла Орфа (ROSA):
- «Мой опыт применения Орф-подхода в работе с детьми, страдающими синдромом Дауна» / Ежегодник «Вестник Педагогического общества Карла Орфа» №18, 2010 г.;
- «Внимание! Особый случай!». «О музыкальном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья», методические рекомендации использования музыкально-дидактических игр на музыкальных инструментах / Ежегодник «Вестник Педагогического общества Карла Орфа» №20. 2012г.;
- Статья «Орф-общество в России – прошлое, настоящее, будущее. Из Якутии» / «Вестник Педагогического общества Карла Орфа» №21, 2013 г.
В настоящее время Районное Методическое Объединение предложило сотрудничество на уровне Районного Управления Образования в форме регулярного представления мастер-классов, семинаров-практикумов по Орф – подходу с целью обучить коллег применению Орф-подхода в работе с детьми дошкольного возраста. Запрашиваемые темы самые разнообразные – круговые танцы, игры с голосом и звуком, игра на музыкальных инструментах.
Благодаря систематической работе в рамках орф-подхода, у детей накоплен свой исполнительский опыт в русле орф-педагогики. И этот опыт с огромным чувством радости с воспитанниками был представлен на Районном конкурсе «Лучший музыкальный руководитель – 2014»., г. Нерюнгри. Диплом лауреата в номинации «Музыкальное развитие детей с ограниченными возможностями».