Конференция в Варне: встреча с Илизой Сафаровой

  • 03.06.2018

13-15 июня 2018 г. в рамках конференции в Варне, посвященной 30-летию Педагогического общества Карла Орфа (ROSA), выступят мэтры и ведущие представители Орф-педагогики России.

Почетный член Общества Илиза Сафарова проведет встречу с темой "ЦЕЛОСТНОСТЬ ЗВУЧАНИЯ, СОСТОЯНИЯ И ДВИЖЕНИЯ. ЗВУКО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ".

Важно, что вы даете ребенку, и какого качества. Но еще важнее – как вы даете, в каком состоянии. С самой первой встречи с ребенком формируется качество вашего контакта: будете ли вы слышать и понимать друг друга. Наше состояние проявляется в звучании, в движении, во взгляде.

В движении и звучании существуют важные различия, которые надо уметь замечать. Различие это в том, что есть «правдивый» звук, «правдивое» движение», а есть «сделанный» звук», «сделанное» движение». Если вы учились в музыкальной школе, то в процессе обучения, возможно, сталкивались с препятствиями, которые не давали вам двигаться и звучать непосредственно – «правдиво». В такой ситуации можно потерять способность – а возможно, и желание! – вести себя непосредственно. В таком процессе обучения формируется привычка искать слухом «знакомый звук», «знакомое звучание», искать внешне выверенное, «как бы «красивое» движение (штамп).

Содержательное, правдивое звучание и движение возникают как результат ясного, чистого чувства и желания общаться и говорить через звучание и движение. В этом обнаруживается сущность и личность человека, его настоящее.

Звучание непосредственно зависит от движения, является результатом психофизических процессов, мышцы тела восприимчивы к импульсам мозга, ко всем изменениям душевного состояния. Естественное звучание наиболее заметно блокируется и искажается физическими, эмоциональными и интеллектуальными зажимами. Все вокруг имеет свой тон. Мы реагируем на то, что видим, слышим, к чему прикасаемся. Организм каждой своей клеточкой ощущает окружающий мир; ощущая приятное, безопасное, он расправляется и, напротив, ощущая неприятное, опасное, сжимается в той степени, насколько сильна реакция. Мы ощущаем это по едва заметному движению мышц.

На звуки сочувственно напрягаются связки и мышцы дыхания, как бы подстраивая к себе внутреннее состояние человека. Маленький ребенок, едва встав на ножки, услышав музыку, сразу же начинает двигаться, подстраиваясь к музыке. Закон резонанса проявляется просто и непосредственно.

Звуко-двигательные игры с постепенной, правильно выстроенной дидактикой, могут помочь сохранить правдивое звучание, а при имеющемсяуже искажении устранить помехи психофизического свойства.

Можно на самом деле прийти к содержательной – а не формальной! – выразительности.