Елена Филимонова и Надежда Светличная - представители России на Международном Орф-Шульверк Форуме в Зальцбурге (IOSFS)

  • 05.08.2019

В 2019 году представителями России на конференции Форума стали выпускники Special course Орф-института Елена Филимонова и Надежда Светличная. В прошлом году с докладом и презентацией об успехах российской Орф-педагогики выступала президент ROSA Ирина Шестопалова, участие приняла также руководитель Орф-клуба Москвы Ирина Баранова.  

Материал подготовлен Еленой Филимоновой. 

Орф-Форум, Зальцбург 2019, Орф-Институт

Орф-Форум – это международная конференция, которая проводится ежегодно. Одновременно с этим – Форум – это организация (International Orff-Schulwerk Forum Salzburg - IOSFS), объединяющая и координирующая все Орф-ассоциации мира, “рупор” Орф-педагогики. Долгое время его возглавляла Барбара Хазельбах (Barbara Haselbach), с 2018 года – Ширли Салмон (Shirley Salmon). 

В этом году Форум проходил в стенах Орф-института с 15 по 18 июля. В день открытия после регистрации участников в зале имени Гунильд Кетман был показан фильм с хроникой первых дней работы Института.

Карл Орф

Вечер завершился фуршетом во дворе замка Фронбург (студенты Special course выступили в качестве официантов).

В центре - выпускница Special course 2019 года Надежда Светличная (г. Ростов-на-Дону).

Работа Форума была построена так: с 9 утра начиналась разминка, которую проводил кто-то из участников и это всегда было живо, интересно и давало хороший старт. Затем все слушали доклады двух-трех выступающих по заявленной теме. Вот некоторые темы докладов: «Концепция и понимание Орф-Шульверка в образовании учителей», авторы - Вернер Байдингер (Университет Потсдам), Олимпия Агалиано (Национальный Афинский Университет); «Роль Орф-учителя как воспитателя (наставника)» - Кристоф Маубах (Новая Зеландия). После короткого перерыва все участники расходились по классам для обсуждения затронутых вопросов.

Тема первого заседания – "Концепция и понимание Орф-Шульверка". За этим последовали дискуссионные клубы, предварительно всем участникам были выданы вопросы: 
1. Насколько важно использовать термин Орф-Шульверк и/или Орф-подход?
2. Какие общие черты свойственны Орф-учителю?
3. Есть ли у Орф-учителя предмет (для преподавания)?
4. Может ли Орф-Шульверк быть частью высшего образования?
5. Каким должен быть фокус преподавания в рамках Орф-Шульверка: навыки и/или способ (стиль)мышления /действия?

После часовой оживленной дискуссии, подкрепившись в кофе-паузу, все возвращались в зал, и спикер кратко излагал главные тезисы и выводы прошедшей дискуссии.

Вторая часть дня была посвящена презентациям, которые шли параллельно в пяти аудиториях, так что, к сожалению, невозможно было послушать всех. Отмечу чудесную презентацию международного Летнего курса, которую провели Коломан Каллош и Ленка Поспишилова. Этот проект успешно существует уже 22 года и кроме занятий обогащен атмосферой старинных городов Чехии, Словакии, Венгрии и Украины (в этом году). София Лопез и Джеймс Хардинг рассказали о практическом курсе для учителей на базе Сан-Франциской школы. Он существует с 2013 и соединяет в себе курс повышения квалификации с пассивной и активной учебной практикой.

Интересно и радостно было узнать о грузинской Орф-ассоциации, которая была зарегистирована в этом году. Две девушки – Екатерина Хубинидзе и Мака Хачиани рассказали о своей работе и показали замечательный фильм. Они также провели одну из разминок на материале грузинской песни и танца.

День заканчивался неформальным общением за столами, которые были поставлены прямо во внутреннем садике Института.

Тема второго дня - "Роль Орф-учителя как наставника". Вопросы на дискуссионном клубе:
1. Может ли Орф-учитель вести исследовательскую работу в своей стране/Орф-сообществе?
2. Может ли Орф-учитель выступать наставником на сертификационных курсах (курсах повышения квалификации (Левел-курсах)?
3. Действительно ли роль Орф-учителя выступать катализатором движения вперед и инициатором творчества для своего окружения?
4. Каким путем (способом) Орф-учитель может передавать знания, навыки и отношение к процессо-ориентированному обучению? 
5. Как он может способствовать артистическому подходу в педагогике? 

Вечером второго дня после всех занятий и заседаний Ленка Поспишилова и Ангелика Вольф для участников Форума провели прекрасный вечер с музицированием и танцами!

Благодаря Форуму мир Орф-Шульверка заиграл для меня новыми красками. И в этой палитре есть все: и радость совместного музицирования и общения, и напряжение в дискуссиях и поисках оптимального решения, и яркость разнообразия национальных вариаций, и лица людей, которые помогают мне почувствовать единство и разнообразие нашего мира. Спасибо российскому Педагогическому обществу Карла Орфа (ROSA) за доверие и чудесную возможность побывать в Зальцбурге.