Классика и орф-подход. Учебный проект Светланы Кривогуз (Томск)

  • 26.12.2020

Разработка и проведение орф-урока с детьми на основе классической музыки.
Ведущая педагогической практики - Наталья Вальченко.


Описание процесса:

"Композиция, созданная на основе "Марша" Д.Д. Шостаковича задумывалась, как начальная сцена спектакля "Золушка", разрабатываемого в рамках курса «Элементарный музыкальный театр». В моей работе над спектаклем я планировала объединить своих учеников с индивидуальных уроков фортепиано и дошкольников из групп дневного кратковременного пребывания. Участие в спектакле предоставило моим ученикам новые возможности: группового музицирования, участия в театральной постановке и аккомпаниаторства. Для дошкольников участие в этом проекте было социально значимым, так как эти дети не посещали детский сад и не были заранее погружены в музыкальную деятельность. Помимо участия в музыкальном спектакле ребята знакомились с детским классическим фортепианным репертуаром в живом исполнении, погружаясь в среду инструментальной музыки.

Музыкальное сопровождение в спектакле исполнялось вживую (у нас появился собирательный образ «тапера») и подбиралось из репертуара, уже имеющего в работе. Марш Шостаковича был в репертуаре моего ученика, но куда его определить в спектакле, я долго не могла придумать. Моя дочь предложила: пусть под марш идут королевские глашатаи – объявлять всем про бал! Идея мне понравилась.

В начале нашей работы мы выяснили с учениками, кто такие глашатаи, и обсудили, с каким же настроением можно идти сообщать всем о столь грандиозном событии, как бал во дворце самого короля! Пытались по очереди изобразить гордых радостных вестников. Поговорили также о том, что марш как нельзя лучше подходит для выполнения данной миссии. Потом мы добавили движение: просто четко все ходили под музыку, а также пытались под нее маршировать.

Трехчастную форму произведения мы тоже осваивали через движение: торжественно маршировали в первой части и в репризе, а в средней части останавливались, замирая, а при повторном исполнении при остановке прикладывали руку то к левому, то к правому уху (как дудочки глашатаев).

Затем совместно с детьми мы выбирали ударные инструменты, которые могли дополнить фортепиано. Пробовали и деревянные (клавесы, ложки), и металлические (треугольники), и маракасы. Остановились на бубнах – в том числе и большом. Попробовали различные варианты звукоизвлечения на бубнах, выбрали два: 1) четкие удары о бедро или руку и 2) мелкое потряхивание. Для большого бубна выбрали удары палочкой. Для средней части подошли дудочки. После этого мы играли на инструментах вместе с фортепиано. Метр дублировали бубнами, в окончания фраз добавили удары большого бубна. Играли вместе со мной и по моему показу.

Потом мы по очереди становились уже двумя глашатаями и торжественно ходили со словами под нашу самодеятельную подтекстовку на мелодию Марша Д. Шостаковича:

Мы идем с тобой, мы идем вдвоем, приглашаем всех друзей на бал! (2 раза)
Бал! Бал! Бал! Скорее все идем на бал! (2 раза)
Мы идем с тобой, мы идем вдвоем, приглашаем всех друзей на бал! (2 раза)

В дальнейшем остальные участники становились Музыкантами.
Общая композиция получилась такая (слова мы проговаривали про себя):

Мы идем с тобой, мы идем вдвоем, приглашаем всех друзей на бал! (2 раза) Сопровождение бубнами на сильную долю, в конце фразы три удара палочкой в большой бубен.
Бал! Бал! Бал!  Музыканты замирают. Глашатаи дуют в дудочки.
Скорее все идем на бал!  Глашатаи замирают. Музыканты звенят бубнами.
Бал! Бал! Бал!  Музыканты замирают. Глашатаи дуют в дудочки.
Скорее все идем на бал! Глашатаи замирают. Музыканты звенят бубнами.
Мы идем с тобой, мы идем вдвоем, приглашаем всех друзей на бал! (2 раза) Сопровождение бубнами на сильную долю, в конце фразы три удара палочкой в большой бубен.

При соединении «глашатаев» и «музыкантов» импровизированно возникла ситуация, когда «тапер» в средней части выкрикивал: «Все на бал!»  и «Скорей на бал!». Мне показалось это забавным, и мы оставили такой вариант."

Светлана КРИВОГУЗ

 

***
Композиция Светланы Кривогуз на основе Марша Д.Шостаковича представляет собой аранжировку и театрализацию этого произведения.

Музыку Марша исполняет «тапер» – ученик, разучивший эту пьесу на уроках фортепиано. К звучанию рояля добавляются бубны и барабан, заостряющие маршевую четкость, усиливающие яркость и праздничность композиции. В средней части пьесы использовано интересное тембровое решение: диссонантное звучание детских дудочек подчеркивает неожиданный гармонический сдвиг (из до мажора в ля бемоль мажор), а в паузы – правда, чуть затянутые – звучат реплики тапера «зовем/все на бал».

Театрализация номера полностью подчинена музыкальному содержанию. Медленный торжественный шаг на сильную долю с остановками-поворотами на кадансах, перемещение строго по прямой линии рисуют образ преисполненных собственного достоинства преданных королю слуг – глашатаев. Картинные повороты корпуса с дудочками в руках, подчеркивающие троекратное повторение звуков ля-бемоль и си-бемоль в средней части, условно обозначают разглашение вести во все концы королевства.

Композиция в целом оставляет впечатление цельности, лаконичности, филигранности. Работая над этим номером, ребята не только проживают общий характер музыки, но и проникают в нюансы ее композиционной структуры (метроритм, форма, гармонические особенности), творчески осмысляя классическую музыку посредством элементарного музицирования.

Наталья ВАЛЬЧЕНКО

Приложение
В приложении - статья Натальи Вальченко "Элементарное музицирование как средство освоения классического музыкального наследия" с включением двух рецензией на работы студентов Левел курса (2017-2019) - Елены Делей (г. Новосибирск) и Светланы Кривогуз (г. Томск).
 

Скачать приложение