Верена Машат "Начало нового Левел-курса (Level Course) в России" (перевод Льва Хохрякова)
В августе даже в Сибири лето. Климат во время первого этапа Левел-курса в Новосибирске был очень приятным – как на улице, так и в группе. Десять насыщенных дней (15-24 августа 2017 г.) стали для 37 участников из 23 городов России и Украины началом путешествия из 5 этапов, 2 лет и 270 часов практического опыта работы с Орф-Шульверком (Orff-Schulwerk).
Благодаря финансовой поддержке IOSFS (International Orff-Schulwerk Forum Salzburg) стало возможным провести рабочую встречу педагогического состава в Санкт-Петербурге (3-4 января 2017 г.) для координации процесса обучения. В сотрудничестве с нашими коллегами из России был разработан специальный учебный план, соответствующий реалиям и стандартам российского образования и необходимости дальнейшего повышения квалификации российских учителей. Как и предполагалось в Рекомендациях для Левел-курсов IOSFS (которые были разработаны с учетом опыта первого российского Левел-курса), он был смоделирован для настоящей программы с расчётом на различные целевые группы.
Пять российских учителей с широкими познаниями в Орф-Шульверке, под руководством Президента ROSA Ирины Шестопаловой и в сотрудничестве с Волгоградской государственной академией последипломного образования, обеспечивают целостность курса на протяжении всех пяти этапов. Одни из них закончили первый российский Левел-курс, другие обучались в Орф-Институте в Зальцбурге (Orff Institute of the Mozarteum University, Salzburg). Представитель Орф-Института будет вести утренние занятия в течение двух оставшихся летних этапов.
Во время первого этапа моей целью было создать крепкий фундамент для всего курса, добиться позитивной атмосферы в группе и предоставить базовые знания во всех областях, затронутых в учебном плане. Утренние занятия со всей группой я посвятила тому, чтобы дать участникам возможность испробовать на практике основное содержание Орф-Шульверка и в конце занятия поразмыслить о различных аспектах материала и дидактической последовательности.
Особое внимание было уделено социальным и эмоциональным аспектам (знакомство друг с другом, поощрение веры в себя и доверия внутри группы); созданию безопасного пространства для исследования и импровизации; единству музыки, танца и речи; творческим аспектам (исследование, импровизация и элементарная композиция); учебным моделям для работы с вокалом, игрой на инструментах и движением; основной информации о происхождении и педагогических идеях Орф-Шульверка.
В середине дня участники мастер-классов делились на две группы и работали либо с Ириной Шестопаловой, либо с Вячеславом Жилиным - по следующим темам: речь и пение; формы элементарного танца (фиксированные и свободные); инструментальный практикум (body-percussion, маленькие ударные инструменты, знакомство с орф-инструментами: штабшпилями и блокфлейтами); аранжировка элементарной музыки; преподавание Орф-Шульверка в детском саду и начальной школе.
Я очень благодарна Наталье Шестопаловой за переводы на моих занятиях и помощь во время моего пребывания в России, а также Фонду Карла Орфа (The Carl Orff Foundation) за грант на приобретение инструментов и STUDIO-49 за финансовую поддержку, советы и помощь с транспортными формальностями.
За недолгое время я обнаружила, что всё стало более открытым, более современным, чем 10 лет назад, когда я последний раз вела курсы в Москве. Благодаря тщательно продуманной организации Ирины Шестопаловой, предоставляющей отличные возможности для разработки курса, можно надеяться, что второй российский Левел-курс пройдет легче, чем первый, который проводили мои коллеги в 2002 году.
Копирование материалов сайта при публичном размещении разрешается только с активной ссылкой на сайт www.rusorff.ru