Корнеева Ирина "Педагогические хитрости"

  • 27.09.2019

Довольно часто урок с детьми 5-6 лет разваливается из-за простых моментов, на которые начинающий педагог не обращает внимания. А каждая мелочь играет важную роль. И некоторые можно предварительно учесть.
Например, дети не любят, когда педагог отвлёкся, когда он сам выпал из процесса. И одно такое мгновение способно перевернуть урок с ног на голову. Также очень важна погода на улице, температура воздуха, наличие кислорода в помещении, где проходит занятие.
Отвлекающие моменты - записи на доске, ненужные предметы в классе, привлекающие взгляд - хоть на какое-то время, но заберут внимание детей и могут переключить урок на другую тему.
Лично мои мысли по поводу того, что может помочь в организации группы и концентрации внимания детей, таковы.


1. Приходите в класс не вместе с детьми, а заранее. Первым делом - проветриваем класс, а потом, если нужно, даём воздуху немного нагреться (если на улице зима). В душном классе дети устанут очень быстро и ничего их не сможет настроить на рабочий лад. Лучше этот момент не игнорировать. Проверено на себе:)

2. Перед уроком обязательно подготавливайте класс: поставьте стулья или положите коврики, отдельно приготовьте нужные инструменты для работы (кладём их в определенном месте и накрываем, чтобы они не привлекли внимания детей).
Продумайте, как в этом пространстве будет проходить процесс. Дети должны зайти в класс и очутиться в процессе. Сразу. Это - залог успешного урока:)

3. Обязательно заранее, каждый раз проверяйте технику для воспроизведения музыки и подготавливайте нужные файлы. Запишите на листе номера треков, если боитесь их быстро не найти. Вот в тот момент, когда педагог не может найти быстро музыку, чаще всего всё и летит в тартарары. Стоит только повернуться к детями спиной:)

4. Не запускайте детей в класс до урока. Пусть момент, когда вы вместе заходите в класс, будет для них сюрпризом. И пока они удивляются - Вы начинаете песенку или игру и сразу погружаете их в процесс. Помните, что дети любят новизну. Нам ничего не мешает каждый раз что-то новое изменить в кабинете - переставить или убрать стулья, сдвинуть парты, положить или убрать коврики. Если дети поймут, что каждый раз опять будет что-то новое - они будут ждать этого. А момент интриги - это привлечённое внимание ребенка к тому, что сейчас будет происходить!:)

5. В начале урока всегда предполагайте, что будут вбегать дети, которые опоздали. Берите в начало урока такие игры, куда легко смогут включиться опоздавшие дети. Помните, что ребенку тяжело зайти в класс, когда там уже что-то происходит. Это и взрослому-то бывает непросто. И не тратьте время на выяснение, почему он опоздал. "Здравствуй, Ваня! Проходи! Здорово, что ты пришёл!" и всё. Вы в процессе. Помните и не выключайтесь из процесса. Особенно в начале урока. Все разговоры можно потом провести с родителями.

6. Уберите сотовый телефон. Совсем. Если Вы включаете с него музыку - то отключите связь. Каждый взгляд в его сторону - это потеря контакта с детьми. Они прекрасно это видят и чувствуют. Если у Вас на уроке присутствуют родители - то условие "выключите, пожалуйста, телефоны" должно быть озвучено всегда в начале урока. Любой телефон в классе - это отвлекающий момент. Тем более, когда мы работаем со звуком.

7. Не позволяйте другим педагогам отвлекать Вас во время урока. Заготовьте заранее фразу типа "Разрешите, я поговорю с Вами об этом после урока". К сожалению, часто во время урока в кабинет заходят другие педагоги и что-то берут, что-то спрашивают. Такие вещи еще как-то проходят с младшими школьниками, но с дошкольниками - это не вариант. Лучше заранее договориться с администрацией, что никто никогда не врывается к вам во время процесса за исключением форс-мажоров. Что этот момент - залог вашей работы и он связан с возрастными особенностями дошкольников. Можно даже табличку повесить на дверь, если нужно. Отстаивайте своё право находиться в процессе вместе с детьми на то время, на которое их привели. И с родителями - та же история. Все разговоры - только после урока.

8. Если на улице ненастная погода - то на неё реагируют все люди. А дети часто реагируют ярче взрослых. Еще есть метеозависимые дети, им вообще не сладко, если прямо во время урока надвигается грозовая туча и резко меняется атмосферное давление. Никогда не забуду, как однажды в середине дня группа 5-летних детей просто перестала меня воспринимать. Я им какую-то сказку рассказывала и поймала себя на мысли, что "они мне только улыбаются, но ведь ничего не понимают". Это по взгляду видно хорошо, не перепутаешь:) И стоило мне так подумать, как внезапно начался сильнейший град. Мы, конечно, с удовольствием на него переключились, посмотрели, обсудили с восторгом. Но я была поражена, что так могут реагировать на погоду сразу восемь человек. Причём, уже хорошо знакомых мне детей.
Наблюдайте за детьми во время урока и имейте в запасе какую-то игру, где можно лечь (или сесть, как хочешь) на полу, закрыть глаза и просто спокойно полежать и послушать музыку (или петь по желанию, но, как хочешь и где хочешь). Иногда достаточно пяти минут такого расслабляющего процесса, чтобы дети опять были готовы к взаимодействию с вами. А бывает момент, когда ребенку просто нужно, чтобы его оставили в покое. И он имеет на это право. Если он не участвует в процессе активно - он всё равно с вами душой, пока не вышел из кабинета.

9. Утренние и вечерние группы отличаются друг от друга, как небо и земля. Если ребенок приходит к вам утром - он выспался и готов к чему-то новому. Обычно утром дети бодрее учителя:) В любом случае утром нужны активные разминки, игры, контрастные движения. Сначала лучше детям выбегаться и выпрыгаться, а потом можно перейти с ними к спокойным видам деятельности. Иначе они любую деятельность всё равно превратят в активную, но уже помимо Вашего желания:)
Если же ребенок приходит вечером после садика, в котором еще и прошло несколько развивающих занятий, то он переполнен информацией и общением. На вечерних занятиях можно начинать с чего-то таинственного, интригующего, певучего, а активные игры ставить ближе к концу занятия. Смотрите на детей - какие они. И их ведь можно спросить: - Хотите посидеть или постоять? Если они говорят: - Полежать хотим! - значит, они устали. Почему бы не учесть этот момент и не полежать тогда в начале? Но с песенкой или игрой?

10. Не считайте, что Ваш план урока важнее реального процесса. Да, очень здорово успеть сделать всё, что запланировал, но эта мысль мешает Вам сконцентрироваться на особенностях именно этих детей именно в этот момент. Лучше за 10 минут до конца урока усилием воли перейти к заключению урока, чем (по плану) на бегу досказывать им слова новой песни или быстренько показывать недоученные движения танца. Умейте во время останавливаться. Лично для меня это всегда самое сложное.
Отбрасываем перфекционизм. И даже не пытаемся грызть себя за то, что не вписались в план урока. А кто сказал, что Ваш предварительный план был идеален? Помним, что будет следующий урок и соскучившиеся отдохнувшие дети быстрее и качественнее смогут это всё освоить. А информацию, вбрасываемую на бегу в конце урока, они могут даже не осознать. Слова песни можно вообще родителям по Вайберу отправить:)

11. У урока должны быть начало, середина и заключение. Начало - это коммуникация, общение, где Вы обращаетесь к каждому ребенку по имени, где вам вместе весело и интересно. Середина - это сам урок, основной материал, который Вы планировали освоить. А заключительная часть - это выдох после вдоха, когда мы уже немного пресытились новым, когда настаёт пора прощаться и мы постепенно готовимся к этому моменту прощания. Например, когда учитель поёт каждому ребенку прощальную песенку или все вместе обнимаются в конце. Возможны разные варианты завершения процесса, но урок не должен просто обрываться. Дети и в конце занятия хотят почувствовать, что они вам важны, как личности, а не просто, как объекты для обучения. Даже простое обращение "Что бы вы хотели спеть в следующий раз?" или "Что вам больше всего понравилось сегодня?" - это важный момент для выстраивания долговременных взаимоотношений детей и учителя.

В детском саду, к сожалению, не все мои советы применимы, но в подготовительных группах ДМШ и частных клубах они подойдут полностью.
Желаю всем удачи в педагогической деятельности!
Не боги горшки обжигают!:)


Копирование материалов сайта при публичном размещении разрешается только с активной ссылкой на сайт www.rusorff.ru