Корнеева И.Л. "​Путь к неслышанию или как дилетанты "развивают" музыкальный слух".

  • 29.09.2017


Тема раннего музыкального воспитания очень актуальна. И очень важно, чтобы взрослые, которые занимаются с малышами музыкой, опирались на базовые принципы законов роста и развития ребёнка, а не подменяли музыкальное развитие школьным обучением или «натаскиванием» на результат. И уж тем более неприемлемо допускать к работе с малышами людей, не имеющих опыта работы в этой сфере.

Ситуация первая. Мама с малышом 1,5 лет идет в детский клуб.
– Какие у вас есть занятия для нашего возраста?
– Разные занятия, на выбор: развивалки, музыка, фитнесс, и т.п.
– Что вы на музыке с ними делаете?
– Ноты учим, весело, в игровой форме, по цветным нотам, изучаем мажор и минор,
слушаем классику, знакомимся с композиторами, всем деткам очень нравится…
Данный ответ можно более честно перефразировать:
– Что вы на музыке с ними делаете?
– Мы не знаем, что с ними нужно делать в этом возрасте, поэтому мы решили, что
нужно учить ноты и слушать классическую музыку, ну и неважно, что мы взяли
методику для младших школьников и учим по ней малышей, никто же не заметит.
Родители увидят, что мы с детьми что-то умеем, ноты знаем, и будут дальше к нам
водить. И мало у кого возникнут сомнения, что мы на музыкальных занятиях в
лучшем случае ничего для развития слуха не делаем, а в худшем случае – действуем
вопреки законам развития ребенка. А так как деткам нравится все новое и
веселое и они радуются на этих занятиях, то родители будут за эти уроки
платить - а больше нас ничего и не интересует.

Ситуация вторая. Мама ищет в интернете музыку для слушания с малышом. И очень "удачно" ей попадается перепост перепоста ссылки с малоизвестного сайта без указания автора, но с очень красивой картинкой и с очень впечатляющим названием «Музыкальное развитие с пеленок» или «Подборка музыки специально для малышей» и т.п. А в этой подборке ну очень красивые фамилии: Шопен, Бизе, Бетховен, Моцарт. Как тут задуматься о компетентности автора подборки?

А реальность такова: какой-то человек, не являющийся музыкотерапевтом (иначе бы во всех подборках стояло авторство), взял да и выбрал, не проводя исследований, из популярной классической музыки для взрослых то, что - на его взгляд - "подходит". Красивенько – и ладно! Возможно, что кто-то с психологическим образованием, не имея музыкального, решился на такой шаг. И ведь в чем ужас: если мама (разумеется, из хороших побуждений) начнет слушать эту музыку с малышом, а потом у малыша повысится тревожность или начнут проявляться еще какие-либо "особенности", то маловероятно, что хоть кто-нибудь догадается, что дело в том музыкальном фоне, который окружал малыша. Причины будут искать во всем, кроме "не той" музыки.
Так, например, в одном из интернет-списков для уменьшения чувства тревоги и неуверенности малышам рекомендуется слушать Прелюдии Шопена. Но ведь в Прелюдиях у Шопена преобладают совершенно взрослые настроения и чувства, которые как раз и могут вселить в малыша неуверенность и тревожность: там и пронзительная ностальгия, и меланхолия, и тоска. Шопен - в принципе не для маленьких детей. Послушайте, для примера, его Прелюдию № 4 ми минор (её не проблема найти в интернете).

Ситуация третья. Активная мама - руководитель клуба - очень хочет развить своё дитя, благо условия для этого есть. И в большом количестве книг написано, что музыка наиболее благоприятно влияет на развитие малышей. Нет проблем: близкая подруга – музыкант. Почему бы не пригласить подругу с музыкальным образованием вести занятия по музыке с малышами? Ну не страшно ведь, что подруга-пианистка никогда не работала с дошколятами? Что-нибудь придумает... Главное – начать!

Попробуем перенести эту ситуацию на другую профессию и довести до абсурда: человеку нужно удалить аппендикс - ну и что, что подруга стоматолог! Она же медик! Что-нибудь придумает! Главное – начать!

Вопрос к читателю: Если для дошкольника главное не обучение, а развитие, то ЧТО именно должны развивать музыкальные занятия?

В первую очередь они должны развивать музыкальный слух, который является частью общей музыкальности ребенка. И именно с точки зрения развития музыкального слуха нужно рассматривать методики для занятий музыкой с малышами.

Обратимся к природе музыкального слуха. Первая реакция маленького ребенка на музыку – движение. Услышав музыку, малыш начинает активно двигаться, он не начинает петь нотами (он вообще еще петь не умеет!), он не начинает играть на пианино или даже на барабане. Нет! Первая реакция на музыку – именно двигательная. И это потому, что природа музыкального слуха связана с мышечной реакцией на музыку (в частности на музыкальный ритм). И именно при движении под музыку активизируется музыкальный слух, через проживание музыки телом. И эта особенность сохраняется на всю жизнь. Когда человек танцует под музыку – он на самом деле переживает её и таким образом развивает свою музыкальность (в том числе музыкальный слух).

Как еще может развиваться музыкальность ребенка? Когда еще он активен? Конечно, когда он играет музыку сам или подыгрывает звучащей музыке на инструменте. В этот момент - в дополнение к двигательной активности - становится необходимым также вслушивание в музыку: иначе не получится играть вместе. На любом стучащем, звенящем инструменте ребенок развивает свою музыкальность просто с помощь исполнения под музыку. Главное только, чтобы он хотел это делать, как бы случайно освоил этот вид деятельности, без давления сверху.
Как развиваются различные грани музыкального слуха? Чаще всего в неудобной для родителей форме. Изучение музыкального звука – всегда громко, не вовремя и очень мешает окружающим.

Малыш, который громко стучит деревянными палочками (железными ложками) по всем поверхностям дома, на самом деле выясняет для себя природу музыкального звука. Он проверяет как можно извлекать звук (прием звукоизвлечения), какой звук бывает (если по кастрюле – звонкий звук, по доске – глуховатый, по ковру – тихий и т.п.), он экспериментирует с окраской звука (тембром). Есть у музыкантов такое понятие «тембровый слух». Это именно о нём.

Ребенок, который долго-долго повторяет и слушает один и тот же звук на пианино, вслушивается, скорее всего, в тонкие различия между звучанием одного тона с разным прикосновением пальцем - то есть он изучает акустическую особенность звука, чувствует резонанс с инструментом. Это прямой путь к пониманию особенности исполнительского мастерства на инструменте. Многие взрослые даже не задумаются о значимости такого исследования для музыкального ребенка. Малыш, который просит 15 раз подряд включить песенку «Жили у бабуси» и постоянно под неё танцует, уже выказывает свои музыкальные предпочтения - и здесь хорошо бы не останавливать этот процесс проживания музыки телом. 15-й раз – значит, 15-й. И очень важно для малыша, если взрослый танцует вместе с ним. Ребенок, который якобы неритмично стучит на всем, что есть под рукой, но делает это с упоением, скорее всего, начинает свой творческий путь: первые попытки сочинения и импровизации всегда просты и могут вызывать у взрослого удивление и непонимание. Одно нетактичное слово или комментарий способны надолго погасить у малыша стремление к самовыражению через музыкальную деятельность. А для взрослого это будет удавшейся попыткой прекратить «дурачество».

Если ребенок много и с удовольствием поёт, это чудесно! Но если ему сразу сказали, что он поет неправильно, он замолчит. Возможно, на всю жизнь. Самое важное – сохранить любовь к пению, а уж научиться контролировать интонацию, правильно дышать, петь в резонаторы помогут впоследствии опытные педагоги. Но ни один педагог не сможет убедить петь ребенка, который этого не хочет и уже уверился в мысли, что слуха у него нет.

А теперь следующий вопрос: Если все вышесказанное и есть развитие музыкального слуха – то при чем здесь нотная грамота?

Освоение нотной грамоты нужно в первую очередь для того, чтобы сыграть по нотам готовое произведение. А для этого ребенку необходимо следующее: быть физически готовым к такой деятельности (уметь ровно сидеть с опорой на ноги, обладать хорошей координацией обеих рук, иметь развитую мелкую моторику), уметь читать (причем читать осознанно, созреть для чтения), хотеть сыграть музыку, уметь концентрироваться на тексте и собственных движениях, понимать логику движения мелодии (вниз, вверх и т.п.). И это возможно не ранее 5 лет, а в большинстве случаев – с 6 лет. А теперь попробуйте вспомнить, что происходило с Вами 4 года назад, представьте себе отрезок продолжительностью в четыре года. И после этого постарайтесь понять разницу между ребенком 5-6 лет и малышом 1-2 лет. НЕВОЗМОЖНО применять для них одинаковую методику!!! Это наносит непоправимый вред. И не утешает тот факт, что этот вред наносится с самыми благими побуждениями. Нотная грамота в принципе не предназначена для дошколят. С оговорками и с опорой на специальную методику допустимо освоение нотной грамоты с 5 лет, но для более раннего возраста это либо бесполезная трата времени, либо преступное вмешательство в процесс музыкального развития. Мало того, в некоторых видах музыкальной деятельности ранняя привязка всей музыки к нотам может стать тормозом для импровизации, для подбора мелодий по слуху и настоящего музицирования.

«До, ре, ми, фа, соль, ля, си» можно выучить за несколько минут. Но знание этих нот не поможет научиться играть по нотам. Не в этом заключается умение читать нотный текст. Ноты – это не буквы. Глядя на кружочки-ноты нужно видеть всю графику мелодии: куда она движется, по порядку или через ноту (или через две), повторяется или меняется. Первая нота – это точка отсчета, остальное – дело логики. Суть прочтения графики мелодии не доступна малышам ввиду их возрастных особенностей. Почему все без исключения взрослые знают «до-ре-ми-фа-соль-ля-си» и большинство при этом так и не умеют играть по нотам? И почему-то именно эти взрослые считают, что малышам те же «до-ре-ми-фа-соль» необходимы для их музыкального развития. Для какого именно развития?

Продолжим о наболевшем. КАК изучение нот может развивать музыкальный слух? Ноты – это символы, они воспринимаются через зрение. Не может развиваться слух через глаза. И музыкальный слух не исключение. Лучший способ активизировать музыкальный слух – вообще закрыть глаза! Таким образом, мы выходим на важную мысль: наглядность в развитии музыкального слуха не играет ведущей роли. Путь через картинки к музыке ложный. Это путь для осознания музыки, для обобщения музыкальных впечатлений, для анализа мелодии, но не для развития музыкального слуха!!! Нельзя путать эти понятия.
Теперь о слушании музыки. Если восприятие музыки имеет слухо-двигательную природу – то является ли пассивное слушание музыки развитием? Является ли рисование под музыку развитием
музыкального слуха? Звучит нелепо, но есть клубы, где занятия музыкой с малышами подразумевают такого рода виды деятельности. Но этот урок не должен называться музыкальным занятием, он не имеет отношения к развитию музыкальности. Пускай это будут уроки рисования под музыку. И возникает вопрос – а будет ли вообще восприниматься музыка малышами, которые с увлечением что-то рисуют? Скорее всего музыка станет выполнять роль шума, на который через какое-то время увлеченный ребенок даже не будет реагировать.
А про пассивное слушание музыки есть исследование известного психолога Б.М. Теплова, который доказывает, что при прослушивании музыки у человека всегда существует ритмическое его переживание. Если прекратить постукивание ногой или кивание головой в такт, то возникнут непроизвольные сокращения на кончике языка. А если двигательное проявление прекратить вообще, то восприятие музыки прекратится. Вывод: смысла сидеть и слушать музыку с малышами нет. Совсем нет. Только двигаться вместе с музыкой. И никак иначе.
Теперь насчет классической музыки для малышей. Да, это заманчиво, да, это очень интеллектуально в глазах взрослых, да, это хорошая реклама для детского клуба. Но: музыка исторически развивалась от фольклора – к классической музыке и дальше. Так же, как история развития инструментов – от щипка тетивы – к фортепиано. И идти с детьми надо по той же дороге. Фольклор – первая ступень, обязательная ступень, понятная детям. Очень важно то, что в фольклоре характер музыки соответствует состоянию детства. В нем нет тех взрослых метаний и переживаний, которые есть в классической музыке в широком смысле этого слова (начиная с конца 18 века). Отметим, что по восприятию деткам доступнее музыка эпохи барокко и раннего классицизма, чем более поздняя. Чем ближе к нашему времени музыкальное произведение – тем более внимательно нужно его анализировать, не проверять реакцию детей, а заранее отметать то, что вызывает сомнения. Музыка очень глубоко воздействует на малышей. Классическая музыка создавалась взрослыми композиторами-мужчинами и их внутренний мир далеко не весь нужно нести маленьким, открытым миру деткам.

Музыкальный материал для малышей подбирать на самом деле очень трудно. Это может сделать только человек, подкованный музыкально, педагогически, обладающий необходимыми познаниями в области психофизиологии возраста детей, для которых он выбирает или разрабатывает этот материал. Иначе это будет околомузыкальное развитие или реальный вред. В частности, если послушать предлагаемый музыкальный материал для малышей, то там огромное количество детских песен спето откровенно фальшиво, часть песен спета форсированным неестественным голосом (где взрослая женщина якобы по-детски поет песенки), часть песен сочинена композиторами в таких тональностях, в которых дети просто не могут спеть вообще, а на дисках рекомендуется подпевать эти песенки вместе с детьми. При этом музыкальная ценность этих произведений частенько тоже вызывает сомнения. Равно как и аранжировки якобы для малышей, где считающие себя равными Моцарту неизвестные - чаще всего не указывающие свои фамилии - музыканты сделали аранжировку популярной классики на банальном синтезаторе с тембром колокольчиков. Однозначно могу сказать, что оркестровка, которую написал
Моцарт, не подлежит пересмотру никем, кроме гения такого же масштаба. И воздействие музыки Моцарта можно оценивать только в исполнении, близком к замыслу автора, и лучше бы в акустическом варианте. Даже аудиозапись является жалким подобием, так как нет акустического воздействия оркестра на слушателя, а уж если мы делаем аранжировку на "современных" инструментах – то этот продукт нужно рассматривать как совершенно другой, и воздействие на малышей музыки такого качества необходимо предварительно исследовать.
Напоследок попробуем в тезисах изложить то, что обязаны знать все, кто занимается музыкальным воспитанием малышей от 1 года и старше.
1. Основная задача музыкального развития малышей – развитие музыкального слуха. Для этого необходимо знать, что музыкальный слух из себя представляет и как именно он развивается.
2. Музыкальное развитие малышей неотрывно связано с физическим развитием, поэтому даже для занятий музыкой необходимо знать особенности психофизиологии дошкольников на всех возрастных этапах.
Обратите внимание! Не только психологии!!! Без знания физиологии в дошкольном возрасте не обойтись!
3. Движение как реакция на звучание музыки - обязательный элемент музыкального воспитания на всех возрастных этапах. Для того чтобы грамотно заниматься с малышами движением, нужно изучать законы построения движения.
4. Музыкальный материал для дошкольников должен отбираться очень тщательно, и делать это может только профессионал, специализирующийся в области именно дошкольного музыкального воспитания.
5. Нотная грамота – не для малышей. Это – заключительный этап музыкального развития дошкольника.
6. С малышами обязательно освоение различных простых музыкальных инструментов. Этот вид музицирования является самым доступным для малыша и через него на самом деле развивается музыкальность ребенка.
7. Лучший способ развивать голос ребенка – петь вместе с ним с удовольствием несложные песенки. Слушание дисков с песнями этого не заменит.


ВЗРОСЛЫЕ! ПОЖАЛУЙСТА!
Не экспериментируйте на малышах, опираясь на то, что «у вас такой же сын (дочь)», у вас «уже есть внуки», у вас «консерваторское образование», у вас «интуиция», вы считаете, что «раньше было
хуже и надо что-то менять». Результаты вмешательства в природу ребенка проявятся не сразу, но, если человек даже с любовью действует вопреки законам роста и развития ребенка, то последствия могут быть необратимы. И чем младше малыш, тем серьезнее будут последствия необдуманных действий взрослого.

Копирование материалов сайта при публичном размещении разрешается только с активной ссылкой на сайт www.rusorff.ru