Из статьи Илизы Сафаровой, Екатеринбург (Вестник № 21, 2013 г., тема номера: ОРФ-ОБЩЕСТВО В РОССИИ - ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ).

  • 12.04.2017

... весной 1988 года в наш город Екатеринбург приехал Лев Вячеславович Виноградов. На его занятиях с педагогами я услышала о музыкально-педагогических идеях Карла Орфа, Золтана Кодая, Пьера ван Хауве, познакомилась с его собственными педагогическими представлениями об учебной деятельности, которые сформировались в результате его работы в школе-лаборатории В. В. Давыдова. На этих занятиях я осознала, что педагогического образования в училище и в консерватории не было (хотя запись «педагог фортепиано» в дипломе есть). В этом же году в нашем городе силами музыкантов был создан лицей, в котором начала свою работу педагогическая лаборатория с активным участием доцента Уральской консерватории Светланы Маркиановны Фроловой и ее дочери – пианистки Елены Румянцевой. Я стала участником лаборатории и осенью 1988 года с группой молодых педагогов лицея поехала на десятидневный семинар Л. В. Виноградова, который прошел в Звенигороде под Москвой. Погружение в понимание жизни маленького ребёнка через собственное активное участие в семинарском процессе и через активные игры дало много новых (а может, просто забытых с детства) ощущений: в движении, в звучании, в слушании, в контактах с людьми. На этом семинаре произошло событие, которое сыграло важную роль в развитии орф-педагогики в России. В один из вечеров Льву Вячеславовичу нужно было уехать в Москву и, чтобы наша четвёртая учебная пара не пропала, он попросил приглашенного им на семинар Вячеслава Жилина провести занятие. Попав в процесс очень активного движения и очень активного музицирования и видя, как вокруг Славы после занятия стали собираться участники семинара, я только могла удивляться происходящему, это было для меня что-то очень новое, немного непонятное, но очень интересное. На этом же семинаре был ещё один человек, вокруг которого также активно собирались участники семинара – это Татьяна Потехина. Подойти ни к тому, ни к другому я не решилась, но события стали развиваться так, что вскоре мы встретились, но уже в общем для нас деле...

Весной 1989 года я получила от Славы Жилина приглашение на его трёхдневный семинар. Организовал он его в своей школе искусств в селе Варна. Ни минуты не раздумывая, решила: «Поеду!» – тем более что стоимость этого семинара была до смешного мала (за участие 3 рубля, за проживание 1 рубль 20 копеек в сутки, а проезд по ж/д туда и обратно обошёлся в 12 рублей). На семинаре было 10 человек: три участника из Екатеринбурга, Сергей Пушин из Ижевска, а остальные, как мне помнится – местные педагоги. Этот семинар, наверное, до сих пор остается в моем ощущении основным, я могла полностью погрузиться в процесс и помню много тонкостей из того, что происходило на семинаре. Причём семинар был ещё и самый весёлый из всех, на которых я когда-либо была. В конце семинара произошло одно важное событие, которое и определило мою деятельность по организации орф-семинаров. Видя погрустневшее лицо Славы Жилина в последний день семинара, участники поинтересовались причиной смены настроения. Оказалось, что в этот день с него потребовали за уборку помещения, в котором проходил семинар, 30 рублей. Это была как раз та сумма, которую Слава собрал с участников,– таким образом, получилось, что он сам ничего не заработал. Это событие и подтолкнуло меня к организации семинара В. Жилина в Екатеринбурге.

Начало
Слава показал мне тетради с адресами своих корреспондентов из многих городов России, которым он высылал по почте свои небольшие работы, статьи, переводы, – это была почтовая библиотека, созданная им по собственной инициативе. Я была поражена, удивлена количеству корреспондентов (около ста) и бескорыстности распространения информации: с таким явлением я не встречалась. Возникла идея организовать десятидневный семинар Славы Жилина в Екатеринбурге, разослав приглашения его корреспондентам. Опыта в таком деле у меня не было, только желание, поэтому было много недочётов, но семинар состоялся, и не один.

До первого международного семинара в Варне, состоявшегося в 1992 году, в Екатеринбурге прошло несколько больших орф-семинаров (каждый не меньше пяти дней). Каждый семинар был по четыре пары в день, вечера тоже были наполнены: желающие могли пообщаться с Татьяной Потехиной, которая не пропустила ни одного семинара в Екатеринбурге.Семинары проходили в общежитии одного из екатеринбургских вузов (ул. Ясная,1), на первом этаже которого был подходящий зал, а в комнатах общежития можно было разместиться приезжим.

На семинаре в августе 1991 года наше житие было таким дружным, что мы даже обедали за общим столом, готовили обед сами, установив дежурство. Было настолько интересно, что мы не слушали радио, тем более не смотрели телевизор, погружались в процесс целиком. Насколько мы были погружены в процесс, может показать один случай. Шёл третий день семинара: весёлые речевые игры, танцы под звучание Славиной блок-флейты, весёлые групповые проекты... В зал входит человек, который наконец-то нашёл общежитие, в котором наш семинар проходил, видит разудалую, весёлую обстановку, смотрит на всё происходящее с большим удивлением и спрашивает: «А вы что, не знаете, что в нашей стране происходит?» – «Нет…» – «Так ведь сейчас в нашей стране происходит государственный переворот, к власти опять пытаются прийти коммунисты». Многие заметили, что Слава стал очень серьёзен. Спросить о его переживаниях удалось только вечером, а переживания его были неспроста серьёзные: в первую очередь он подумал про семью, всё ли с ней в порядке, ведь совсем недавно он один стоял напротив здания варненского райкома партии с плакатом «Райком партии – школе!».

... В августе 1992 года в селе Варна Челябинской области в помещении лицея им. К. Орфа (в том самом здании!) прошёл первый в России международный орф-семинар с участием зарубежных преподавателей Мануэлы и Михеля Видмер (Австрия) и российских – Татьяны Потехиной (Новосибирск) и Илизы Сафаровой (Екатеринбург). Факультативное занятие провела Татьяна Боровик (Минск).

До этого семинара прошло много орф-семинаров, которые провёл Вячеслав Жилин, поэтому желающих участвовать в нём было очень много. Этот и последующие международные семинары в Варне организовывал Слава, моё участие заключалось в том, что составленные Славой приглашения на семинар я размножала в типографии и рассылала их в почтовых конвертах, вкладывая туда ещё и записочки лично от себя (в то время интернета ещё не было). Было очень приятно получать ответные письма от будущих участников семинаров со словами тёплой благодарности за полученные приглашения. Ведущие семинара жили у Славы, кормила гостей и ухаживала за ними замечательная жена Славы – Тамара. В роли переводчика на всех занятиях в течение пяти дней выступал Слава.

В истории этого семинара хотелось бы вспомнить «исторический» двухкассетный японский магнитофон со счётчиком ленты, который работал и днем, и ночью. Если для европейских педагогов такие магнитофоны были обычной рабочей аппаратурой, то российским педагогам они были попросту недоступны, их привозили хитрыми путями из-за границы, купить их было весьма проблематично. Как раз незадолго до семинара мой муж, который приехал в отпуск из Афганистана, привез такой магнитофон. И когда Мануэла накануне семинара сказала, что нужен двухкассетный магнитофон со счётчиком, то он уже был! Кассету с большим количеством музыки для игр и танцев, которую привезла с собой Мануэла, конечно же, хотели заполучить участники семинара, поэтому магнитофон работал ещё и ночью: он копировал кассеты с музыкой.

Семинар был очень содержательным. На занятиях Мануэлы: пение, двигательные игры, танцы для детей, большая лекция об Орф-педагогике. На занятиях Михеля: звучащие жесты, изготовление инструментов из подручных материалов. А ещё Мануэла провела для нас танцевальный вечер. Нам, участникам семинара, не имеющим танцевального опыта, было трудно запоминать довольно сложные движения, но освоив их, мы получали наслаждение от совместных фигурных движений под красивую музыку.

Вдохновлённые этими танцами, екатеринбургские участники по приезде домой стали собираться раз в месяц, чтобы вспоминать их фигуры. Так родился Орф-клуб в Екатеринбурге, занятия стали регулярными (они проходят раз месяц с сентября по май уже в течение 21 года).

... На второй международный семинар (с. Варна, 1994 год) Слава пригласил Сойли Перкио (Финляндия) и Ориэтту Маттио (Италия), а из российских педагогов – Светлану Жилинскую (Екатеринбург) и Татьяну Потехину. На третий международный семинар (с. Варна, 1996 год) были приглашены педагоги из Орф-института Кристиана и Эрнст Виблиц. Факультативные занятия вели российские педагоги: Вячеслав Жилин, Светлана Жилинская, Илиза Сафарова, Сергей Пушин (Ижевск), Людмила Черных (Томск), а также Маргарита Илларионова, Елена Поплянова, Ирина Галянт, Ирина Бриске, Лариса Слободяник, Марина Томашевич, Нина Украинцева (все – из Челябинска). На четвертый международный семинар (1998 год) в Варну снова приехали Мануэла и Михель Видмер, а на пятый (2000 год) – Сойли Перкио и Ориетта Маттио. В 2001 году международные семинары состоялись в Екатеринбурге, Челябинске и Тюмени с участием талантливейшего молодого педагога из Финляндии Хольгера Мауте. В 2002 году семинар в Варне провели Райнхольд Виршинг (Австрия) и Хольгер Мауте (Финляндия). В 2003 году в Великом Новгороде и в Екатеринбурге прошли семинары Дага Гудкина (США). В Екатеринбурге в 2007 году был организован семинар Йоса Вуйтака (Бельгия), а в 2012 году – Леонардо Ривейро (Австрия). Я перечислила только те международные семинары, в организации которых я принимала участие. Кроме них были и другие. Параллельно с этими семинарами каждый год, да еще не по одному в течение учебного года, организовывались семинары российских ведущих.

... В Екатеринбурге продолжали проходить с большим успехом семинары В. Жилина, Т. Потехиной, С. Жилинской, Т. Боровик. На каждый семинар приезжало из разных городов страны по 30-40 человек. Во многом это стало возможно благодаря условиям, которые предоставил Гуманитарно-экологический лицей Екатеринбурга: в нём почти каждые каникулы (осенние, зимние, весенние) до 1999 года проходил какой-нибудь семинар вышеназванных ведущих. Учебные классы превращались в спальные комнаты для участников семинара, кабинет директора – в гостиничный номер для ведущего семинара, а большой музыкальный класс застилался ковровыми покрытиями, что позволяло обходиться без стульев, все помещались по периметру класса, сидя на полу, а иногда могли принять и лежачее положение.

В 1999 году лицей закрыли, и проведение орф-семинаров переместилось в музыкальные залы детских садов, которые нас любезно соглашались принять. В этом нам помогал добрейший человек Римма Васильевна Беляева. Она заведовала методическим объединением музыкальных руководителей. Римма Васильевна сильно отличалась от обычных руководителей способностью и желанием постоянно учиться – это состояние заинтересованности в новых знаниях передавалось всем, кто её окружал. Она была надежным мостиком между нашей инициативной группой орф-педагогов и музыкальными руководителями детских садов, которым иногда сложно самим реагировать на новые педагогические идеи, поскольку они находятся в жёстких программных условиях и вынуждены готовить детей к показным детским утренникам. Римма Васильевна могла их растормошить, зазвать, авторитет её был очень естественным, живым. К сожалению, её больше нет с нами...

А теперь ещё об одном добром месте – о небольшой общеобразовательной школе «Родники» с замечательным творческим педагогическим коллективом и мудрым директором. В этой школе уже много лет проходят встречи Орф-клуба и небольшие орф-семинары. Благодаря педагогу этой школы Ларисе Бочаровой (которую дети иногда называют по-доброму «Лэрса»), её приветливости и заботам, орф-педагоги Екатеринбурга могут встречаться, обмениваться идеями и учиться. Клуб организует интересные встречи с ведущими орф-семинаров, у нас в гостях были Слава Жилин, Татьяна Потехина, Светлана Жилинская, Вадим Каневский (Москва), Галина Хохрякова (Нефтекамск). В школе «Родники» проходят небольшие орф-семинары российских ведущих, один из них – ежегодный, ставший традицией для этой школы, семинар Вячеслава Жилина «Любительское музицирование на гитаре». Уже несколько лет подряд дети и учителя школы, как играющие на гитаре, так и не умеющие, но желающие этому научиться, ждут в весенние каникулы приезда полюбившегося им педагога.

... Ну и в конце моих воспоминаний – о детях, которые вместе со своими родителями-педагогами приезжали на орф-семинары. Они – часть нашего процесса обучения новым идеям. Мой сын и дети других участников могли принимать участие в семинарских занятиях (насколько это было возможным для них) – они могли общаться с талантливейшими людьми и через это чувствовать себя счастливыми в сопричастности к общему делу. Наши дети подросли – и на одном из семинаров, в Варне в 1998 году, ведущими которого были Мануэла и Михель Видмер, на заключительном концерте они выступили с удивительно весёлым, очень слаженным групповым проектом, в котором было пение, движение, звучащие жесты и игра на музыкальных инструментах. Когда мой сын стал взрослым и начал работать, то – к моему удивлению и радости – поделился со мной такими мыслями: «Вот если бы все дети в нашей стране имели уроки музицирования, на которых учились бы совместному творчеству, то, наверное, развитие культуры и экономики страны было бы другим». И вот слова Карла Орфа, которые имеют к этому отношение:«Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим,– задача педагогов – воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление… «Шульверк» направлен на то, чтобы пробуждать к созиданию в области музыки, но привитые желание и умение творить скажутся в любой сфере будущей деятельности ребёнка…».Когда я, бывает, нет-нет да задумаюсь над тем, почему же я заинтересовалась Орф-педагогикой, я каждый раз возвращаюсь именно к этим словам К. Орфа.

Копирование материалов сайта при публичном размещении разрешается только с активной ссылкой на сайт www.rusorff.ru