Вдовина Елена "Третья волна Орф-педагогики в городе Горьком – Нижнем Новгороде"

  • 04.01.2019

4 ноября 2018 года нашему "Орф-клубу Нижнего Новгорода" исполнилось 7 лет! Дню рождения Клуба и 30-летию орф-движения в России посвящаю эту статью, материал для которой я собирала более трех лет. Эта статья о моей юности, о г. Горьком, о прошлом и будущем, о ВАС, мои Орф-друзья! Доклад по материалам этой работы был сделан 17 октября 2018 года на «Педагогических чтениях имени П.Л. Головань. К 145-летию Нижегородского училища имени М.А. Балакирева и 80-летию теоретического отделения».

Педагогические принципы Карла Орфа давно нашли признание в международном музыкальном образовании. Педагогов привлекает его концепция элементарного музицирования, основанная на единстве различных и равноправных видов художественной деятельности: музыки (ритм, пение, коллективная игра на разнообразных инструментах), движения, слова, импровизации.

Мне лично близки воспоминания Вячеслава Жилина: «…Новые подходы, связанные с ритмом, с игрой, с движением, вдохновляли… Поражал набор инструментов и возможности их применения, поражало постепенное введение и обучение импровизации, поражала возможность воспитания свободной личности, поражало чисто музыкальное воспитание без всяких словесных аналогий, без словесных "украшательств", без необходимости оправдывать музыку – а слова использовать только как носители ритма и тембра, а также как тексты в песнях».

Оксана Тимофеевна Леонтьева и ее книги (1964; 1974; 1984; 2010). Горьковская государственная консерватория им. М. И. Глинки.

Первым музыковедом, открывшим Карла Орфа советским музыкантам-профессионалам и любителям музыки, стала Оксана Тимофеевна Леонтьева (1932 - 2005). Книга О. Т. Леонтьевой «Карл Орф» вышла в 1964 году. Тогда же Оксана Тимофеевна приезжала в г. Горький и рассказывала преподавателям и студентам Горьковской консерватории об этом композиторе и о своей работе. По воспоминаниям Храмовой Инны Михайловны, преподавателя Консерватории, слушателей тогда заинтересовали не столько его педагогические взгляды, сколько его творчество (сценическая кантата «Кармина Бурана»). Впоследствии О. Т. Леонтьеву с г. Горьким связывала работа над книгой «Пауль Хиндемит», над которой она работала совместно с Тамарой Николаевной Левой - преподавателем Горьковской государственной консерватории им. М. И. Глинки.

Семидесятые годы, занятия Ирины Сергеевны Моисеевой со студентами ГМУ в классе педагогической практики (позже ставшем детской хоровой студией «Жаворонок»).

Знакомство с музыкальной системой Карла Орфа было включено в программу «Методика преподавания сольфеджио» Горьковского музыкального училища. Этот предмет вела Ирина Сергеевна Моисеева, замечательный преподаватель и методист училища. Мы, студенты теоретического отделения (выпуск 1974 г.), читали книгу Л.А. Баренбойма «Система детского музыкального воспитания Карла Орфа» (изд. 1970 г.), писали рефераты по этой книге на темы, предложенные Ириной Сергеевной: «Школа Карла Орфа», «Ритмическое воспитание по системе Карла Орфа», «Шульверк Карла Орфа», «Карл Орф и его институт».

Курсовые работы студентов ГМУ по книге Л.А. Баренбойма (60-70 годы XX века)


Первая волна орф-педагогики в Горьком
В начале восьмидесятых годов в Москве активно проводил семинары Лев Вячеславович Виноградов, известный музыкальный педагог, психолог, автор системы музыкального воспитания детей (от 0 до 18 лет) и их родителей. Свою программу Виноградов создал на основе опыта выдающихся музыкантов-педагогов разных стран: З. Кодая и Б. Бартока (Венгрия), К. Орфа, Г. Кетман, В. Келлера (Австрия), Э. Жак-Далькроза (Швейцария), П. ван Хауве (Голландия).

Семинар Л. В. Виноградова состоялся, предположительно, в Горьковской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Среди слушателей находились ее преподаватели и студенты, а также их коллеги из других учебных заведений нашего города. Вот некоторые, которые мне известны: Ражев А. П., Моисеева И. С. (они входили в организационный состав), Сивухин Л. К., Ежов А. А, Кожухин В. Н, Вьюк М. Я, Войлокова Н. С., Беклемишева Л.

Те, уже немногие, кого я спросила об этой встрече, к сожалению, не помнят подробностей… Но в архиве моей мамы, И. С. Моисеевой, сохранились предложенные на семинаре Л. В. Виноградовым партитуры, в которых мы узнаем перепечатки из «Орф-Шульверка» К. Орфа, партитуру П. ван Хауве «Колокольчики», а также обработки народных песен: белорусской «Кую, кую ножку», еврейской «Тумба», игровой «Влево мы пойдем» и других.

Педагоги, присутствовавшие на этом семинаре, понесли своим ученикам полученные новые знания. Я вспоминаю ритмический речевой канон со звучащими жестами: «Заяц (хлопки) – Волк (топ) – Чебурашка (щелчки) – Гена (шлепки)», которому меня научила И. С. Моисеева. Во многих музыкальных школах появились детские «шумовые» оркестры.

Говорят, что именно Л. В. Виноградов принимал участие в создании набора музыкальных инструментов, произведенных в г. Кирове (как аналог инструментов, которые разработал Карл Орф в «Studio 49»). Несколько комплектов было закуплено, на них впоследствии играли ученики ДМХШ «Жаворонок» и студии «Петушок».

В 1985 году, используя полученный опыт, И. С. Моисеева создала первую в Горьком студию раннего развития эстетических способностей «Петушок». На занятиях ребятишки 3 - 6 лет и их родители занимались рисованием, танцами, английским языком и, конечно, музыкой: пением и игрой на музыкальных инструментах. Мама вела английский язык, а мне посчастливилось вести все остальные предметы. Особенно тяжело давалась игра на металлофонах, зато игра на струнных цимбалах пошла, что называется, «на ура»!


Вторая волна орф-педагогики в городе Горьком прошла незаметно для музыкальной общественности.
В 1996 году в Нижегородском государственном педагогическом университете открылось отделение «Музыкальное образование». Его возглавила Нелли Борисовна Кухарева - доцент кафедры и педагог, много ездивший по стране и живо интересующийся новыми процессами в музыкальной педагогике. Она познакомилась с орф-педагогами Татьяной Анатольевной Боровик (Москва, 2000) и Вячеславом Александровичем Жилиным (г. Челябинск, 2006) и пригласила их в Нижний Новгород, где каждый провел пятидневные семинары, включавшие лекции и практические занятия для студентов и преподавателей НГПУ. Среди них были, первыми из нижегородцев ставшие членами Педагогического общества Карла Орфа (ROSA), Кухарева Н. Б., Иванова А. В., Яковлева О. Ю.

Вячеслав Александрович Жилин, основатель орфовского движения в России, президент Педагогического общества Карла Орфа (ROSA) с 1988 по 2015 г. В настоящее время - экс-президент и Почетный член Педагогического общества Карла Орфа (ROSA). Он стал одним из организаторов в 1992 г. общеобразовательной Школы им. Карла Орфа (сейчас это Гимназия им. Карла Орфа). Будучи студентом института культуры, В. А Жилин заинтересовался орф-подходом, начал вести переписку с немецким композитором и педагогом Карлом Орфом. В 1990 году он посетил Летний курс в Орф-институте (Зальцбург, Австрия), а в течение 1992 -1993 гг. обучался там же у сподвижников композитора на курсе «Музыкальное и двигательное воспитание по системе Карла Орфа». Интересно, что в восьмидесятых годах сам В. А. Жилин, так же, как и горьковские педагоги-музыканты, изучал книгу Л. А. Баренбойма, побывал на семинаре Л. В. Виноградова и тесно сотрудничал с О. Т. Леонтьевой.

Третья волна орф-педагогики в городе Горьком, уже переименованном в Нижний Новгород, началась с моей переписки с В. А. Жилиным в 2011 году. Тогда же я стала членом Педагогического общества Карла Орфа (Russian Orff-Schulwerk Association).

У меня возникла идея объединения, на основе педагогики Карла Орфа, преподавателей-музыкантов, представляющих разные образовательные учреждения: детские музыкальные школы, школы искусств, общеобразовательные школы, музыкальные и педагогические колледжи, Педагогический университет и Консерваторию. Основная цель - познакомить как можно больше людей с креативной педагогикой Карла Орфа.

Я создала в интернете группу «Орф-клуб Нижний Новгород». В социальной сети «ВКонтакте» я подружилась с другими Орф-клубами и их организаторами: в городах Санкт-Петербург, Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Тамбов, Омск и др. Тогда же познакомилась с деятельностью начинающего «Орф-клуба в Самаре» и его организатором Ириной Леонидовной Корнеевой (с 2015 года Ирина Корнеева - вице-президент Педагогического общества Карла Орфа (ROSA)).

25 марта 2012 года Ирина Леонидовна Корнеева, по приглашению Галины Васильевны Лизуновой, выступила на XIII Межрегиональной музыкально-педагогической конференции преподавателей теоретических дисциплин ДМШ и ДШИ (организатор Леонова Т. П.) и показала материал своего открытого урока «Элементы Орф-педагогики на сольфеджио в музыкальной школе». В этот же день, по моей просьбе, она провела урок с применением орф-подхода для преподавателей ДМШ и ДШИ г. Нижнего Новгорода, детей и родителей студии «Теремок» (на базе детского клуба «Искра», директор Прохорова Т. А.). На этом уроке присутствовали ставшие впоследствии членами «Педагогического общества Карла Орфа» Трифонова А. В., Роганян О. В. Так постепенно стала складываться нижегородская орф-команда.

Вот самые активные ее члены, постоянные участники нижегородских семинаров:

Лизунова Галина Васильевна - преподаватель ДМШ №3 г. Нижнего Новгорода и ДМШ г. Семенова. В это время она писала диссертацию на тему «Музыкально-педагогическая концепция К. Орфа в России» и училась на втором курсе аспирантуры в Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки. Кропотливо собирая материал для своей работы, она побывала на международном семинаре в Варне (Челябинская область), познакомилась с В. А. Жилиным и другими орфовцами, стала членом Педагогического общества имени Карла Орфа (ROSA). У Галины набралась небольшая орф-библиотека: первый том "Шульверка", а также пособия российских орф-педагогов Е. Г. Забурдяевой, Н. Н. Перуновой, Т. Э. Тютюнниковой, В. А. Жилина. Она охотно поделилась с нами, хотя призналась, что практически не использовала орф-подход на уроках в ДМШ, где преподавала сольфеджио. Впоследствии Галина Васильевна продолжила свою работу по сбору орф-наследия и сотрудничала с архивами библиотек России, Австрии (Орф-институт в г. Зальцбург), Германии («Орф-Центр» в Мюнхене).

Трифонова Анастасия Владимировна - преподаватель ДМШ №7 и детской студии «Теремок». Она активно применяет орф-подход в своей работе, как в группах раннего развития для детей дошкольного возраста, так и в работе с хором. А. В. Трифонова создала свою программу по элементарному музицированию, написала методическую работу «Применение Орф-подхода на начальном этапе работы над хоровыми произведениями в старшем хоре инструментальных отделений в детской школе искусств» (2013 г.). В 2015 году дала открытое занятие с хором 1 класса инструментальных отделений на III областном семинаре Нижегородские педагогические чтения «Музыкальная культура России. Прошлое! Настоящее. Будущее?» (тема «Развитие образного мышления в хоровом классе на основе креативной музыкально-педагогической концепции К. Орфа») и провела мастер-класс «Музыкально-педагогическая концепция К. Орфа в помощь хормейстеру» (в рамках областных курсов повышения квалификации для дирижеров детских хоров в областном методическом кабинете).

Тажина Светлана Валерьевна – преподаватель ДШИ им. Б. Мокроусова г. Нижнего Новгорода, участник нижегородских, российских и международных Орф-семинаров. Светлана Валерьевна с удовольствием делится полученными знаниями с преподавателями Нижнего Новгорода и области (Большое Мурашкино), выступает на курсах повышения квалификации. Она с интересом использует принципы Орф-педагогики на занятиях по сольфеджио, сформировала свою программу «Элементарного музицирования» для работы с детским оркестром. Ее оркестр стал победителем всероссийских конкурсов в городах Мегион, Курск.

Сатирская Наталья Валерьевна - музыкальный руководитель Детского сада № 115 Московского района г. Нижнего Новгорода. Работает по современным программам музыкального образования и воспитания, используя материалы семинаров российских Орф-педагогов. Приобрела для своего садика набор инструментов фирмы «Goldon» (Германия). Является ведущим педагогом стажерской площадки для курсов музыкальных руководителей г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области в НИРО по проблеме «Орф-педагогика как значимый ресурс музыкального развития детей с ОВЗ».

Роганян Оксана Владимировна - преподаватель МКОУ «Школа-интернат №39» г. Нижнего Новгорода для детей с особенностями в развитии. Применяет Орф-подход на занятиях с разновозрастными детьми с тяжелыми нарушениями в развитии, в том числе с аутизмом. Одна из организаторов нижегородских семинаров.

Гребешова Елена Фёдоровна - преподаватель ДМШ №2 им. А.П. Бородина г. Дзержинска. Она интересно применяет Орф-подход на занятиях по фортепиано, работает с детьми с особенностями развития, а также в эстетической группе «Мозаика» для маленьких учеников (от 3,5 до 6 лет).

Истомина Элла Сергеевна – преподаватель по вокалу, руководитель вокальной студии. Участник многочисленных Орф-семинаров российских и зарубежных ведущих. Очень интересно применяет полученные знания на занятиях по вокалу. Автор и Орф-проектов, и кулинарных Орф-шедевров. А ее интересные видео занятий с учениками и «пионерами» в творческом лагере «Волжский берег» вы можете найти в интернете!

Вдовина Елена Юрьевна – преподаватель ДМХШ «Жаворонок» г. Нижнего Новгорода. Участник и организатор Орф-семинаров в Нижнем Новгороде. Проводит семинары в городах Н. Новгород, Дзержинск, Урюпинск, Череповец. Ведущая Орф-уроков в студии раннего развития способностей «Теремок» для детей 3-7 лет, автор Орф-проектов и публикаций в журналах «Вестник» и «Орф-Фокус».


Мы - "Орф–клуб Нижний Новгорода"
Дата первой встречи Орф-клуба в Нижнем Новгороде - 4 ноября 2011 года. За период с 2011 по 2018 гг. мы побывали на семинарах российских и зарубежных Орф-педагогов в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, выступали с сообщениями и практическими занятиями на курсах повышения квалификации в Нижнем Новгороде, Дзержинске, Урюпинске, Череповце.

За этот же период мы провели в Нижнем Новгороде практические семинары ведущих экспертов по музыкальному воспитанию в России:
2013, 2014 - Ирина Петровна Шестопалова (г. Новосибирск);
2014, 2015 - Татьяна Эдуардовна Тютюнникова (Москва);
2016 - Вячеслав Александрович Жилин (с. Варна, г. Челябинск);
2017 - Илиза Эльфатовна Сафарова (г. Екатеринбург);
2017 - Елена Михайловна Поплянова (г. Челябинск);
2018 - Татьяна Владимировна Ермолина (Москва).

Семинары в Нижнем Новгороде - И.П. Шестопаловой (1, 2), Т.Э. Тютюнниковой (3), И.Э. Сафаровой (4), Е.М. Попляновой (5)

На каждом из этих семинаров было от 15 до 30 человек, среди них студенты нижегородских колледжей и Консерватории, преподаватели ДМШ и общеобразовательных школ, музыкальные руководители детских садов и эстетических центров, психологи, логопеды, родители учеников и, конечно, дети.

К нам присоединились новые заинтересованные коллеги - музыкальный руководитель детского сада О. Ивойлова, журналист и телеведущая В. Обливанцева, студенты Консерватории и преподаватели музыкальных школ О. Федянцева, Ю. Машарипова, В. Анисимова, психолог И. Кадышева, преподаватели НМУ М. Лобанова и О. Сильчук, учащиеся И. Харламов и Е. Тихонова и другие.

Приятно отметить, что участие в Нижегородских семинарах принимали и гости нашего города: Т. Йовенко, Е. Шушерова, Е. Батракова, Е. Сырцова (г. Дзержинск), Е. Антуфьева, Р. Алиева (г. Санкт-Петербург), Т. Антонова, И. Бодрашенко, Н. Булатова (Москва), Е. Соснина (г. Ярославль), Т. Москалец (г. Брянск), Л. Ульянова (г. Тамбов), Э. Веховская (г. Великой Новгород) и другие.

Помощь в организации этих семинаров мне оказывали Нижегородская региональная общественная организация инвалидов колясочников и опорников «Инватур» (председатель Р. Роганян), МКОУ «Школа-интернат 39» (дир. Т. Давлетбаева), центр «Культура» (дир. С. Мосяйкина), НГОДБ (дир. Н. Бочкарева), центр «Сияние» для детей с синдромом Дауна (дир. Л. Калинина), ГБУ ДОП Нижегородской области «Учебно - методического центра художественного образования» (дир. А. Попов), Центр «Веди» (руководитель А. Соловьева), Нижегородский хоровой колледж им. Л.К. Сивухина (дир. Е. Хазин), министр культуры С. Горин, Продюсерский центр Евгения Белозерова «Kompas», Новосибирское региональное отделение российского Педагогического общества имени Карла Орфа (ROSA), МБОУ ДОД ДМШ №6 г. Новосибирска в лице И. Шестопаловой, Педагогическое общество России (председатель секции «Творческая музыкальная педагогика» Т. Тютюнникова), Образовательно-культурный центр «Альт» г. Екатеринбурга в лице И. Сафаровой и другие.

Огромная им за это благодарность!

Члены Орф-клуба Нижнего Новгорода приобретают необходимую педагогическую и музыкальную литературу, а также музыкальные инструменты, на которых играют на своих встречах в «Творческой лаборатории» и занятиях с детьми (магазин «Синкопа», г. Санкт-Петербург, дир. Н. Ахунова).

Все это мы делаем по большой любви к своему делу, к своим ученикам, во имя будущего нашей Родины. Мне приятно сознавать, что в России, и особенно, в нашем Нижнем Новгороде (г. Горьком) музыкальная общественность не оказалась в стороне от этого процесса.


Автор статьи - Елена Вдовина
Член Педагогического общества Карла Орфа (ROSA).
Региональный представитель Педагогического общества Карла Орфа (ROSA).
Руководитель"Орф-клуба Нижний Новгород".
Музыковед, преподаватель ДМХШ «Жаворонок».
Руководитель семейной студии раннего развития способностей «Теремок».