Памяти Льва Вячеславовича Виноградова

  • 10.10.2019

Вячеслав Александрович Жилин:
"2 октября 2019 года ушел из жизни выдающийся педагог – музыкант Лев Вячеславович Виноградов. 

Он был одним из первых преподавателей музыки Советского Союза, которые начали практиковать Орф-педагогику, и был первым, кто структурировал материал с учетом движения, и творчества. Лев Вячеславович подобрал и выстроил учебный материал в прогрессивной шкале, от простого к сложному, дал ясные и точные параметры материала, конкретные песни, пьесы, упражнения. Он ездил по всему Советскому Союзу и преподавал на курсах, используя этот материал. Таскал с собой огромный, тяжеленный кофр с орф-инструментами, которые ему подарил, если не ошибаюсь, Пьер ван Хауве. 

Мы с ним много спорили о деталях, не без этого. Но хочу отметить его высочайшую этическую планку. Он не переходил на личности даже во время самых жарких споров, всегда был честным и уходил от конфликтных ситуаций, избегал их. 

Его вклад в музыкальную педагогику огромен и его трудно переоценить. Он оказал огромное влияние на работу многих музыкальных педагогов. От участников его семинаров я всегда слышал только восторженные отзывы".


Илиза Эльфатовна Сафарова:
"Добрая память Льву Вячеславовичу!!! Его сила и активность в распространении новых идей в музыкальной педагогике объединила людей, не равнодушных к развивающей музыкальной педагогике, соединила тех, кто хотел заниматься ее развитием в стране. На семинаре Виноградова в Звенигороде под Москвой (10 дней!) я познакомилась со Вячеславом Жилиным и Татьяной Потехиной. Результат этой встречи - организация российских орф-семинаров с 1990 года, ведущим которых был Вячеслав Жилин, а ведущим факультативов Татьяна Потехина. В следующем году этому событию будет 30 лет. Льву Вячеславовичу большая благодарность и признательность!"
 

Илиза Эльфатовна Сафарова (Вестник № 21, 2013 г., "ОРФ-ОБЩЕСТВО В РОССИИ - ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ):

"<...>Весной 1988 года года в Екатеринбург приехал Лев Вячеславович Виноградов.

На его занятиях с педагогами я услышала о музыкально-педагогических идеях Карла Орфа, Золтана Кодая, Пьера ван Хауве, познакомилась с его собственными педагогическими представлениями об учебной деятельности, которые сформировались в результате его работы в школе-лаборатории В. В. Давыдова. На этих занятиях я осознала, что педагогического образования в училище и в консерватории не было (хотя запись «педагог фортепиано» в дипломе есть). В этом же году в нашем городе силами музыкантов был создан лицей, в котором начала свою работу педагогическая лаборатория с активным участием доцента Уральской консерватории Светланы Маркиановны Фроловой и ее дочери – пианистки Елены Румянцевой. Я стала участником лаборатории и осенью 1988 года с группой молодых педагогов лицея поехала на десятидневный семинар Л. В. Виноградова, который прошел в Звенигороде под Москвой.

Погружение в понимание жизни маленького ребёнка через собственное активное участие в семинарском процессе и через активные игры дало много новых (а может, просто забытых с детства) ощущений: в движении, в звучании, в слушании, в контактах с людьми.

На этом семинаре произошло событие, которое сыграло важную роль в развитии Орф-педагогики в России. В один из вечеров Льву Вячеславовичу нужно было уехать в Москву и, чтобы наша четвёртая учебная пара не пропала, он попросил приглашенного им на семинар Вячеслава Жилина провести занятие.

Попав в процесс очень активного движения и очень активного музицирования и видя, как вокруг Славы после занятия стали собираться участники семинара, я только могла удивляться происходящему, это было для меня что-то очень новое, немного непонятное, но очень интересное <...>".

На семинаре Льва Вячеславовича Виноградова
 

Лев Вячеславович Виноградов - профессиональный музыкант, музыкальный педагог, психолог, автор уникальной системы музыкального воспитания детей (от 0 до 18 лет) и их родителей, в которой элементарное музицирование сочетается с движением («Музицирование как деятельность общения»), создатель музыкальных инструментов в традиции Карла Орфа, участник федерального эксперимента «Монтессори-школа в России».

Окончил хоровое училище им. Свешникова, московскую консерваторию по классу хорового дирижирования. Работал преподавателем в музыкальном училище им. Ипполитова-Иванова. Позже занял должность старшего научного сотрудника в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР в лаборатории младшего школьника под руководством академика В. В. Давыдова. Работал в системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Преподавал детям музыку в общей сложности 50 лет.

По материалам официального сайта Льва Вячеславовича Виноградова - http://vinogradovmuz.narod.ru/