"Орф-лето 2018" Лилии Аллаяровой

  • 05.10.2018

Мое Орф-лето

Летом 2018 года я посетила два семинара, ведущие которых известны всему российскому Орф-сообществу – это Евгений Белозеров и Елена Владимировна Максимова. И, хотя, темы и наполнение семинаров были абсолютно разными, мы, по сути, учились одному и тому же – чувствовать себя, узнавать себя и пользоваться этим, как инструментом, в работе с детьми и взрослыми.

Деятельность обоих ведущих не относится напрямую к Орф-подходу, но, на мой взгляд, существенно дополняет, облегчает, и дает возможность орф-педагогам сделать свою работу более выстроенной и целостной. Для меня это также история о значимости личного опыта для профессионального роста. Ведь наш успех в конечном итоге зависит не от выбранного метода, а от того, как мы будем интегрировать его со своим собственным опытом. Только так мы можем стать генераторами новых идей, импровизировать и сочинять – одним словом, создавать.

С Евгением Белозеровым я познакомилась 5 лет назад, когда поехала на его базовый курс по музыкальному развитию детей до 3 лет в Санкт-Петербург. Тогда я только начинала свой семейный концертный проект «Мама + малыш» в небольшом городе Башкортостана Нефтекамске, и мне были необходимы знания о детях до 3 лет. Я получила очень много, сверх ожидаемого. Было ощущение встречи с чем-то, чего я пока не могу полностью освоить, понять, но, к счастью, могу почувствовать... И это было самое ценное! Огромным подарком стала музыка, множество идей, не только для детских занятий. Женины находки звучали на массовых городских мероприятиях Нефтекамска в сопровождении театральных зарисовок, видеорядов, музыкальных игр с залами наполняемостью более 500 человек…

Год назад я вернулась в Казань, и у меня появилась возможность организовать его курс здесь, для жителей нашего и близлежащих городов. Мне очень повезло! И в том, что – удивительно! – Женю не успели позвать в Казань до меня, и я стала его организатором… И в том, что на его курс пришли те, кого волнует то же, что и меня. Перед началом курса я делилась с собравшимися участниками своим состоянием: это было «радостное предвкушение игры в то, что интересно мне, с единомышленниками, такими же, как я!» Быть в своей среде – большое счастье.

Пожалуй, самое важное, что дает Женя - это возможность более близкого знакомства с собой, практику телесной осознанности и умение опираться на свое внутреннее состояние в занятиях с детьми. И, конечно, творческий заряд! Бесспорно, материал важен и требует тщательного отбора, но он вторичен. Ведь, если педагог не знает себя, не понимает, что он сейчас чувствует, он не почувствует и состояния ребенка, пришедшего на занятие. Если чувствуешь – найдешь контакт, если есть контакт – есть понимание того, что ребенку нужно, в каком виде ему это дать, в каком количестве, как сделать из занятия процесс, имеющий начало, кульминацию и конец. И, если это происходит, то связь работает и в обратную сторону, ведь дети – удивительные зеркала наших состояний.

Два курса Евгения Белозерова по детскому развитию и телесно-голосовым практикам состоялись в Казани в августе 2018 года и собрали множество благодарных отзывов! Здесь Женя впервые провел свой новый курс «Рядом с чудом», посвященный музыкальному и танцевальному развитию детей до 3-х лет. С 15 по 19 октября этот курс будет проводиться в Москве, и я желаю каждому почувствовать спектр счастливых состояний, путь к которым неоднократно проверен этим опытным ведущим-проводником! А в Казани мы теперь ждем Женю с базовым курсом, который начнется в ноябре 2018 года.

Во время первой встречи с Женей я впервые услышала и задумалась о единстве тела и психики. Мысль о целостности человека является ключевой во многих исследованиях XX века. В широком смысле она является продолжением холистической идеи о мире, как едином целом, всегда представляющем нечто большее, чем простую сумму его частей. Эту идею воплощает и орф-подход, как «инструмент целостного развития человека через единство музыки, движения и речи». [Каневский В. Орф-Шульверк учитель: попытка описать профессию. – Вестник педагогического общества Карла Орфа. – 2015. №23. С.68]

Примерно в то же время я услышала первые отзывы от коллег о Елене Владимировне Максимовой – телесно-ориентированном терапевте с большим опытом, авторе методики «Со-творение» с опорой на теорию уровней построения движений Н.А. Бернштейна. Ее семинары состоят из теоретической и практической частей с большим количеством упражнений, которые рекомендуется далее повторять и развивать дома. Также отдельная и очень важная часть семинаров – консультации Елены Владимировны. Ее клиенты в основном – дети с особенностями в развитии и на примере их родителей, ее общения с ними, тоже многому учишься. На семинарах Елены Владимировны всегда присутствуют разные специалисты: педагоги, психологи, дефектологи, логопеды, массажисты, музыканты, спортсмены, просто родители. Елена Владимировна рассказывает об уровнях построения движений очень доступно, с ясными примерами.

Я не сразу оказалась готова к личному знакомству с ней. Во многом, к этому привела даже не работа, а сама жизнь. Первый ее семинар в Казани в 2017 году, в котором я участвовала, оглушил ресурсами, находящимися внутри каждого из нас, знанием, открытиями себя и своего тела. Собираясь в Уфу на ее семинар во второй раз в августе этого года, я мысленно готовилась к неизбежным изменениям. Неизбежным потому, что опыт, прожитый телом, необратим.

Это – один из подарков, который получает каждый участник семинара Е.В.Максимовой. Мы можем многое понимать головой, прочитать тонну книг по психологии, но, не прочувствовав проблему на себе, долго не решаться на изменения в жизни. Проживая каждый уровень в практических упражнениях, мы пересобираем себя заново, обновляемся: выстраиваем свои опоры, учимся пропускать напряжение, замечаем автоматизмы движения – мышления, что открывает огромные возможности для развития. Связь тела и психики становится очевидной.

Еще одним подарком для меня стало «состояние рядом с Еленой Владимировной». Думаю, что многие участники испытали нечто подобное. Это было замедление, внимание к себе, ясность мыслей, признание своих сильных и слабых сторон, принятие того, что дает жизнь. Очень помогали в этом точность и глубина ее ответов на наши вопросы, появлялось осознание, почему происходили те, или иные события в жизни, становились понятными поведение и поступки свои и окружающих людей.

И самый главный подарок – это возможность, которая открывается перед участниками семинаров Е.В.Максимовой – чувствовать других через себя. Именно это дает огромный ресурс в работе с детьми и взрослыми.

Орф-лето случилось! Благодарю ведущих за их присутствие рядом и вселенную за возможность учиться у мастеров!

Лилия Аллаярова, музыковед, руководитель музыкальной студии Play Orff, город Казань