Классика и орф-подход. Учебный проект Елены Делей (Новосибирск)

  • 26.12.2020

Разработка и проведение орф-урока с детьми на основе классической музыки.
Ведущая педагогической практики - Наталья Вальченко.

Описание процесса:


"Музыка Ф. Шуберта «Форель» была знакома ребятам по спектаклю про рыбку, который мы ранее с ними поставили. В процессе работы над спектаклем дети слушали эту музыку лёжа, сидя с закрытыми глазами, в движении, передавая образ рыбки. Тема воды всем оказалась близка, навевала каждому плавность, гибкость и невероятную пластичность, в которой хочется долго находиться.

Группа детей разновозрастная (3-7 лет) и я продумывала возможности участия для каждого ребенка, исходя из их возраста и возможностей.
В нашем творческом поиске принимали участие все, даже самые младшие: определяли, какие инструменты, игрушки, ткани нам подойдут и что в какой момент нам понадобится. Для ярких солнечных лучей подошли платки и символический танец, с которого и начиналось действие, а водой стали ленты в руках поющих ребят.

Для убедительности мы использовали и пальчиковые игрушки, - так младшие ребята вживались в образ рыбок быстрее: вот она, маленькая форель, на маленькой ладошке. Рыбки эти - то снуют за поющими, то оббегают пространство перед ними, то - ныряют в глубокую волну, когда старшие держат в руках большое прозрачное полотно.

Важно было придумать, как перейти от этого увлекательного действа к следующему шагу, чтобы не утомить зрителя однотипными движениями.

В нашем случае, был серьезный повод - появление рыбака. Свое мнение по поводу его действий дети показывают грозящими жестами и даже палочками от чайм-баров. С этого момента у старших ребят появляются чайм-бары, а младшие могут отдохнуть, приняв образ камней в ручье. Рыбак же, меняя голубое прозрачное полотно на зелёное, показывает, что вода помутнела и он теперь может поймать рыбку, а после этого ловит её.

Сюжет песни был сохранен, но ребята предложили собственное, позитивное завершение: рыбак ловит рыбу - отдаёт наблюдающему мальчику, а тот, в свою очередь, отпускает ее на свободу!

Я стремилась создать для ребят условия, чтобы даже в этой маленькой постановке каждый раскрыл свои собственные возможности, попробовал проявить себя и в движении, и в пении, и в игре на инструментах и я рада, что в результате совместной работы, у детей сложилось ощущение, что они придумали эту композицию сами!"

Елена ДЕЛЕЙ
 

***
Композиция «Форель» Елены Делей на основе одноименной песни Ф. Шуберта многогранна и гармонична. В ней используется театрализация при помощи пантомимы и реквизитов, пение, движение, игра на музыкальных инструментах.

Основным видом деятельности является театрализация: дети полностью отразили сюжет песни, при этом финал творчески переосмыслен в позитивном ключе: вместо оплакивания рыбки герой отпускает ее на волю. Важно отметить, что сюжет передан не как иллюстрация текста «один к одному»: о чем пою, то показываю. Здесь вообще поется только первый куплет, он вводит нас в сюжет. И не всё, о чем в нем говорится, показано параллельно со словами (например, «лучи», «следил»), а либо раньше, либо позже. Таким образом, композиция получается объемной по смыслу, и зрителю интересно ее смотреть.

Важно также отметить следование в этой композиции основному принципу элементарного музыкального театра: многофункциональность участников. Роли и функции не закреплены за одним ребенком от начала и до конца композиции, а сменяются на ее протяжении. Старшие ребята: волны – наблюдатели – музыканты, младшие: лучики – рыбки – наблюдатели – камушки. Сольные роли – рыбак и мальчик – в нужные моменты появляются, отделяясь от групповых. Разделение старшие-младшие гармонично решено в композиции: на первый план выходят то одни, то другие.

Несмотря на обилие реквизита, нет ощущения пестроты, избыточности; наоборот, создается впечатление яркости и полноты. Это происходит благодаря продуманности его использования, общей волнообразной пластики и плавности переходов. В то время как одна группа берет реквизит или кладет его на места, другая задействована на сцене –  таким образом, нет простоев, пустот.

Несмотря на то, что весь номер идет под аудиозапись (мелодия с сопровождением), а не исполняется полностью вживую (что в данном случае ребятам было бы не под силу), данная композиция отвечает основным принципам элементарного музицирования: вариативность, импровизационность, элементарность, союз средств выразительности. Подобная работа дает ребятам возможность творчески осмыслить и внутренне прожить на доступном им уровне произведение, вошедшее в сокровищницу мировой классики, а зрителям – познакомиться с его новой интересной интерпретацией.

Наталья ВАЛЬЧЕНКО

Приложение
В приложении - статья Натальи Вальченко "Элементарное музицирование как средство освоения классического музыкального наследия" с включением двух рецензией на работы студентов Левел курса (2017-2019) - Елены Делей (г. Новосибирск) и Светланы Кривогуз (г. Томск).

Скачать приложение