Жилин В.А. "Прошлое, настоящее, будущее"

  • 12.04.2017

Прошлое
Педагогическое общество Карла Орфа появилось в 1988 году. Главным первоначальным импульсом для многих ищущих педагогов, стремившихся к новому, необычному, нетрадиционному, стали переводы книг «Элементария» Гунильд Кетман и «Введение в Шульверк» Вильгельма Келлера, которые организовал Л. А. Баренбойм; затем были статьи в «Советской музыке», затем опыты разных педагогов…

Я узнал об этом, когда писал курсовую в институте культуры. После окончания института приступил к практической педагогической работе и понял, что мне не хватает какого-то основного стержня, чтобы оживить работу с детьми, сделать её привлекательной для них. Стал искать – и в конце концов обратился к теме своей курсовой работы, к «системе Орфа». Я просто-напросто написал Орфу письмо. Он ответил, и мы переписывались до самой его смерти. Он несколько раз высылал мне Шульверк, который, однако, не доходил. Потом Лизелотта Орф написала обо мне Оксане Леонтьевой, которая уже встречалась с Орфом в Зальцбурге. Мы стали переписываться. Потом я приехал к ней, потом встретился с Келлером, и так далее...

Параллельно с такими важными знакомствами и общением, параллельно с получением литературы я пробовал всё это с детьми. Уже сами новые подходы, связанные с ритмом, с игрой, с движением, вдохновляли и звали немедленно ими заняться. В другом отношении к ритму, к пению, к инструментам виделось, что там скрывается что-то волнующе интересное. Казалось, что работать будет очень увлекательно, что дети будут в восторге и будут интенсивно развиваться. Поражал набор инструментов и возможности их применения, поражало постепенное введение и обучение импровизации, поражала возможность воспитания свободной личности, поражало чисто музыкальное воспитание без всяких словесных аналогий, без словесных украшательств, без необходимости оправдывать музыку – а слова использовать только как носители ритма и тембра, а также как тексты в песнях... Поражала идея бурдона, забытая со времен Средневековья, со времен Ars Nova. И в связи с этим поражала параллель с русскими народными инструментами – гудком и волынкой. В меньшей степени вдохновляло движение, и при первых попытках его введения случались неудачи, так как вводилось оно неумело и без подготовки, предшествующей ему, и без учета особенностей группы. Но зато как выручал (и выручает!) театр!

Конечно, мне (как воспитаннику авторитарной педагогики) многое не удавалось, приходилось не просто перестраиваться, но полностью погружаться в другую атмосферу и иногда с отчаянием решать проблемы, руководствуясь принципом, что для человека нет ничего невозможного – существуют лишь временные трудности. Я стремился работать так, чтобы, с одной стороны, детям нравилось, с другой – чтобы они не просто развлекались, а учились. После некоторого опыта мы с детьми стали ездить по Челябинской области, где я показывал открытые уроки по импровизации. Потом нас пригласили в Екатеринбург, потом два раза ездили в Ленинградскую область. В результате всех этих поездок мне стали писать люди из разных городов. Они спрашивали, как делать то, другое, третье, с чего начинать. Некоторые просили теоретические сведения. В процессе ответов на эти вопросы я начал готовить материалы. Оксана Леонтьева присылала рабочие переводы статей, базовых текстов. Создавалась такая маленькая библиотека из рукописей. Для того чтобы как-то контролировать возвращение материалов, я сделал каталог читателей, которые потом и составили орфовское общество.

В один прекрасный день скрипач Эдуард Пудовочкин пригласил меня на конференцию, которую устраивал Степан Мильтонян. Там я познакомился с выдающимися людьми – среди них Лев Виноградов. Поскольку мои опыты оказались близки опытам Виноградова, он пригласил меня на свой семинар. Мы поехали в Москву вдвоем с Владимиром Кочековым, который работал преподавателем в челябинском пединституте и знал о моей работе с детьми, а также организовал моему оркестру несколько передач на телевидении. На семинаре Владимир предложил Виноградову вести спецкурс в Челябинске, но когда мы вернулись, он, после переговоров со своей администрацией, решил предложить это мне, что я несколько лет и делал. Параллельно, когда это стало возможным в нашей стране, мы стали с ним обдумывать создание орфовского общества. Он нашел в Челябинске соответствующую организацию, и мы фактически закрепили существующее. Это был 1988 год. С первых шагов с нами была Илиза Сафарова, с которой мы познакомились на том же семинаре Виноградова. Общество набирало обороты следующим образом: Владимир Кочеков организовывал мои семинары в Челябинске, людям нравилось, и они вступали в общество. Потом Илиза начала организовывать мои семинары в Екатеринбурге, к нам присоединилась Татьяна Потехина, с которой мы познакомились и подружились тоже на семинаре Виноградова.

В 1990 году я впервые поехал в Зальцбург на летний курс и лично познакомился с людьми, с которыми переписывался,– и, конечно, с Лизелоттой Орф. После этого количество моих семинаров, а значит, и интересующихся, стало увеличиваться. Мы создали журнал, так как люди присылали свои наработки. В 2006 году журнал возглавила Галина Хохрякова, которая сделала из него «конфетку» – он приобрел профессионализм. Последние несколько лет, благодаря опять же Галине, журнал выходит с фотографиями. Правда, при таком количестве членов общества, взносов стало едва хватать на его издание, но мы всё же надеемся на «прирост». Не хочется увеличивать размер взноса или, с другой стороны, ухудшать качество журнала. Кстати о взносах. Вот уже несколько лет я веду полный учет прихода и расхода, и любому желающему по его просьбе с удовольствием вышлю по электронной почте отчёт.

Затем – в 1992 – году мы с Илизой организовали первый международный семинар в Варне (Челябинская область). Приехали Мануэла и Михель Видмер, с которыми я познакомился и подружился в Зальцбурге. Почему в Варне, а не в Челябинске? Советский город представлял собою тогда неприглядное зрелище. В столовых и ресторанах питание и обслуживание было просто ужасным, магазины были пустые. В Варне же мы разместили людей по частным квартирам – и дёшево, и вкусно, и доброе отношение хозяев было обеспечено. В городах маршруток тогда не было, машину поймать тоже было не просто, так как ещё живо было понятие «нетрудовые доходы». В Варне не было проблем и с транспортом: всё рядом. Мне было легче и с моими иностранными гостями. Есть видео-свидетельство того, как выглядели магазины тем летом. Мануэла сняла на видео полки в продуктовом магазине, где красовались только трехлитровые банки с огромными кабачками и серая лапша…

Этот первый семинар положил начало всем последующим. Он буквально перевернул сознание многих. Фотографию Мануэлы некоторые хранили чуть ли не как икону. Думаю, все участники трактовали большие варненские семинары как музыкально-педагогические фестивали. Там можно было делиться опытом, показывать свою работу и, конечно, общаться, так как сельская местность способствовала этому – не нужно было никуда торопиться, люди сидели на берегу реки у костра, пели песни, общались. Многих привлекало именно это. Выдающийся гитарист Виктор Козлов очень любил давать здесь концерты и всегда отмечал особую атмосферу. Его жена, челябинский композитор Елена Поплянова, написала гимн этих семинаров. Как-то раз даже художники устраивали занятия, показывали свои подходы, свои идеи: приехал, например, художник из Иркутска, который привез с собой для занятий особую байкальскую глину. На таких семинарах многие люди вступали в Общество. А в годы, когда их не было, количество членов резко падало. Позднее, кроме больших варненских семинаров-фестивалей, появился отличный опыт организации международных семинаров в Екатеринбурге, Тюмени, Челябинске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Урюпинске.

Особо следует сказать об опыте Левел-курса, который проходил с 2002 по 2006 год в Москве и в городе Щербинка Московской области. Этот курс дал новый импульс орфовскому движению. История его такова. Герман Регнер обратился ко мне с просьбой помочь Илье Подкаминскому, директору и создателю особой школы под названием «Радуга» (Илья обратился к музыке Орфа, и ему удалось получить поддержку и приобрести некоторые инструменты). Я согласился, и мы провели с Ульрике Юнгмайр первый курс в Щербинке. И хотя на курсе народу было очень мало – всего человек 15,– мы, тем не менее, делили группы и занимались. Илья увлекался современной философией, он совершенно очаровал Ульрику своими планами и идеями, и она решила помочь организовать там постоянные курсы. Илья Подкаминский привлек институт усовершенствования, и ему в принципе удалось договориться с Орф-институтом. Затем на симпозиуме в Зальцбурге мы (Ульрике, Илья и я) встретились с Лизелоттой Орф, и я убедил её поддержать инициативу Ильи. Это решило дело, так как для организации Левел-курса нужны были инструменты и, конечно, оплата преподавателей: Барбары Хазельбах, Леонардо Ривейро и Ульрике Юнгмайр.
Для привлечения внимания к Левел-курсу мы с Илизой разослали активным членам общества приглашения на конференцию в Щербинку. Когда мы прибыли туда, то с удивлением увидели, что большинство участников – это как раз наши люди с Урала и из Сибири. Члены нашего Общества, которые прошли уже несколько семинаров, заметно отличались от тех, кто впервые знакомился с этой практической педагогикой. На этой первой конференции четверо преподавателей (Ульрике, Барбара, Леонардо и я) провели занятия, а Татьяна Тютюнникова показала открытые уроки. Большую помощь тогда и впоследствии оказал Вадим Каневский.
Так начинался Левел-курс. Конечно, по разным причинам, социальным и личным, не все дошли до финиша, но вот имена выдающихся людей, которые всё преодолели: Татьяна Потехина, Ирина Шестопалова и Татьяна Пашиева (Новосибирск), Надия Лобанова и Людмила Черных (Томск), Марина Махнёва, Надежда Куприна и Галина Саражинская (Екатеринбург), Елена Забурдяева (Волгоградская область, г. Урюпинск), Елена Лукина и Ольга Арнаутова (Москва), Татьяна Алёхина (город Ишимбай, Башкортостан). Они получили дипломы Левел-курса в 2006 году.

Настоящее
В Обществе в среднем ежегодно состоит не более 200 членов. Лишь в 2009 году, когда на курсах в Варне преподавала Андреа Остертаг, очень яркий педагог из Зальцбурга, в рядах Общества насчитывалось 253 человека. Это не означает, что интерес к Орф-педагогике такой низкий. Относительно невысокое количество членов, возможно, объясняется тем, что люди не видят пользы от их участия в Обществе, и каждый думает, что от него ничего не зависит. Многие, как мне кажется, недооценивают возможности косвенного влияния Общества на политику в области музыкального воспитания и образования. Если в обществе 200 человек, его никто слушать не будет, но если в нём 10 тысяч, то влияние его идей и подходов значительно возрастает. Непонимание этой связи можно объяснить социально-историческими причинами, но также и государственной политикой во многих регионах, где «другую» педагогику считают нелегитимной и несерьёзной. В некоторых регионах наши курсы вообще не признают. Часто не признают и участие в профессиональном сообществе, хотя, на мой взгляд, аттестация должна учитывать это, так как педагог, участвующий в делах профессионального сообщества, не может считаться человеком, отбывающим часы. Ведь он платит деньги за участие в этом обществе – значит, глубже интересуется своим делом. Также, по непонятной причине, люди не ценят факт публикации в журнале, хотя это может повысить их статус во время аттестации. Может быть, забывают про это, или аттестационные комиссии не учитывают этот факт?

Раньше люди вступали в Общество в основном на международных семинарах. В последние годы в Варне такие семинары не проводятся из-за нового закона о некоммерческих организациях, согласно которому организации, получающие спонсорскую помощь из-за границы, должны регистрироваться как иностранные агенты. Семинары в Варне частично поддерживались фондом Орфа (который, кстати, для того и был создан), а теперь, после фактического запрета на получение такой поддержки, проводить их возможно только при финансовой помощи российских структур. Иначе такие курсы стоят огромных денег. Совершенно героическими усилиями был организован Илизой Сафаровой курс Леонардо в Екатеринбурге. Елене Забурдяевой, к счастью, удалось договориться с администрацией маленького городка Урюпинска, которая уже два раза способствовала проведению международного курса. И есть надежда, что семинары в Урюпинске примут эстафету и станут такими же традиционными, как в Варне. Ну а потом найдётся, может быть, ещё какой-нибудь город. Конечно, есть надежда, что прибавится школ в России, которые будут оплачивать курсы своим педагогам, как это делает школа искусств города Муравленко Ямало-Ненецкого АО. Ведь спрос на орф-педагогов растёт. Всё чаще сообщают любопытные случаи, когда в Екатеринбурге, Петербурге и в других городах встречаются объявления типа «Требуется орф-педагог».

Особенно активна в привлечении новых членов Ирина Шестопалова. После её семинаров всегда много желающих вступить или продлить членство. Это видно по приводимой в журнале статистике количества членов в разных регионах и за разные годы.
Проводят семинары также Илиза Сафарова, Елена Забурдяева, Галина Хохрякова, Елена Поплянова, Татьяна Потехина, Евгений Белозёров, Вадим Каневский, Надия Лобанова, Светлана Жилинская, Светлана Мирошниченко и другие.
Время от времени появляются новые орфовские организации, центры – например, в Москве открылась студия «Орф-Шульверк», которую курирует Вадим Каневский; с новой силой взялась за организацию мероприятий Ольга Павлущенко. Она уже приглашала интересных людей из Хорватии, Польши и Германии. Возникли новые представительства в Тамбове (Людмила Ульянова), в Москве (Ирина Баранова). Очень активно взялась за дело Елена Вдовина из Нижнего Новгорода. Вновь начинает развивать деятельность после отпуска по уходу за ребёнком Надежда Светличная (Ростов-на-Дону).
Все больше людей участвует в мероприятиях, курсах, презентациях в Австрии, США, Финляндии. Наталья Шестопалова из Санкт-Петербурга учится в Орф-институте на бакалавриате. Прошли Специальный курс Ирина Шестопалова, Вадим Каневский, Елена Филимонова, готовится Евгений Белозёров. Многие посещают летний курс Орф-института.
В Обществе несколько зарубежных членов (Эстония, Беларусь, Казахстан, Украина).


Перспективы
Наша задача – увеличить количество членов Общества, довести его до стабильных 500 человек. Для этого нужно подумать, как напоминать людям о необходимости продлить членство в Обществе и как привлекать новых людей. Большой потенциал я вижу в создании региональных отделений. Многих заинтересовали бы фестивали орфовской музыки или орфовских оркестров и ансамблей. Мы уже как-то обсуждали этот вопрос с Настасьей Ахуновой, и нужно вернуться к детальному его обсуждению.
С некоторого времени уже стабильно проводятся семинары в Восточной Европе, и наши люди начали принимать в них участие. Минувшим летом на семинаре в Нитре была Елена Филимонова. Мне кажется, наши орфовцы могли бы участвовать в таких семинарах более активно. Нас там ждут, нам там рады. Кроме того, Томас Барон намерен организовать в Польше восточно-европейский Орф-институт, где было бы комфортно учиться русскоязычным студентам.
О сайте Общества. К сожалению, наш сайт закрыли, вернее, закрыли возможность его редактировать. Мы нашли новый хостинг и постепенно будем переделывать всю информацию.
Одна из главных задач сейчас – это решение вопроса об избрании нового президента Общества. Если мы к этому отнесёмся легкомысленно, то Общество заглохнет. Нужны обязательно обновления, новые люди. Невозможность пробовать себя в новом качестве способствует остановке и спаду. Нам нужно не бояться перемен, а всё время обновляться, всё время идти вперед. В этом я вижу главную перспективу развития Общества.

Копирование материалов сайта при публичном размещении разрешается только с активной ссылкой на сайт www.rusorff.ru