Филимонова Е.А. АРАНЖИРОВКА как элемент творчества и компонент воспитания музыкального вкуса. Сольфеджио вместе с детьми

  • 21.10.2018

Я до сих пор пребываю в уверенности, что освоение сольфеджио должно опираться в первую очередь на живое интонирование, то есть на пение, на пение с текстом преимущественно. Вопрос репертуара - это выбор педагога или подборка, предлагаемая в учебнике, а также информация, которая сегодня в избытке доступна в интернете. Мой выбор – это русские народные песни, песни народов России и мира, как с русским текстом, так и на оригинальных языках, каноны, самые яркие мелодии из классической музыки. Мне думается, пора отойти от традиции «петь номера», как это называлось в бытность моей учебы в школе, и вместо этого петь оригинальную музыку, а не инструктивные упражнения, то есть постараться, чтобы живое пение было на занятии обязательно. На сольфеджио есть место и время для того, чтобы оживить ноты, использовать тексты, сопровождение, придумать вступление и коду, добавить элементы театра или движения в исполнение, то есть - музицировать. Возможно, те, что будут читать эти строки, так и делают. В этой статье я решила поделиться своим опытом и предложениями о пении и аранжировках на уроках сольфеджио.

Под аранжировкой в данном случае понимается любая обработка песни или мелодии для своих целей. Это может быть сопровождение, которое играет педагог в удобной для пения детей тональности и фактуре, украшающей и обогащающей исполнение. Также это может быть выполненная вместе с детьми аранжировка с участием инструментов, на которых занимаются дети по специальности, орф-инструментов (так называемые штабшпилей*), мелкой перкуссии, звучащих жестов, танца, движения, игры или театрализации. При планировании аранжировки учитывается уровень сложности текста, состав исполнителей, набор инструментов, цели, которые ставит педагог, а также идеи детей. Когда ребенок сможет видеть и слышать свои идеи на уроке и станет равноправным участником общего ансамбля, а не только исполнителем воли учителя или родителя, тогда его заинтересованность, инициатива возрастут, а с ними и радость от процесса обучения. Не это ли цель музыкального образования?

Аранжировка может быть подготовлена педагогом для конкретной группы заранее и разучена либо сделана вместе с детьми прямо на занятии. Для участия детей в процессе создания аранжировок нужна практика. Ученики должны научиться предлагать и обосновывать свои идеи. Привнося частичку себя, мы присваиваем себе музыку, образно говоря, входим внутрь. Это и позволяет почувствовать себя в процессе, как говорится, «на переднем плане».

Создание аранжировки вместе с детьми может быть выстроено по следующему алгоритму:
1. Мелодия (выбор педагога, а возможно совместное сочинение) → Разучивание или повторение→
2. Выбор инструментов (обсуждение вместе с детьми, здесь есть возможность найти посильную роль для каждого, даже робкого ребенка и запрограммировать успех) →
3. Обсуждение тональности, выбор фактурного оформления - баса/бурдона/подголоска (хорошо развивать любые идеи детей, даже то, что первое пришло в голову – это и есть совместное творчество, но иногда возможно и подтолкнуть их к своей идее, если в этом есть необходимость) →
4. Исполнение этой версии. Пение и игра на инструментах по группам, затем участники меняются ролями → Обсуждение (как получилось?) →
5. Добавляем то, чего не хватает. Это может быть дополнительный ударный инструмент или спецэффект, либо вариант окончания композиции. →
6. Финальный вариант исполнения может приобрести следующие формы: игра, композиция с движением или концертный вариант для открытого урока → Обсуждение того, как получилось → Закрепление этого варианта композиции или остановка на сложившемся варианте на данном этапе.

Какими же навыками должны обладать дети, чтобы предлагать свои варианты сопровождения к песне? С какого возраста можно и нужно делать такие ансамбли? Что необходимо иметь в классе сольфеджио для того, чтобы играть и петь?

Простые формы сопровождения доступны детям с самых первых занятий. Важно, чтобы в ансамбле исполнители были взаимозаменяемы, чтобы каждый сумел сыграть и бурдон, и ритмический аккомпанемент. Для этого при разучивании необходимо меняться ролями: одни поют, другие играют, затем наоборот. В каждой группе есть дети-лидеры, дети-солисты, которые сразу готовы придумать что-то свое, и дети, которые предпочитают быть в безопасной звучности ансамбля. И тем, и другим в таких ансамблях и аранжировках предоставляется возможность проявить свои природные качества, а также освоить новые. Солистам быть в ансамбле, скромникам - примерить на себя роль солиста. Для того чтобы дети научились аранжировкам, воспользуемся советом Вячеслава Жилина – ведущего орф-педагога России - принимать все идеи детей без оценки и без критики. Стоит потратить время и попробовать их все, чтобы убедиться, подходят ли предложенные варианты к данной композиции.

Важно, чтобы и подготовленная педагогом аранжировка, и разучивание детских предложений происходили без нот. Активный слух и музыкальный вкус должны стать «компасом» для этой деятельности. И, конечно, дети должны научиться терпению по отношению к другим и умению давать корректные и доброжелательные оценки и советы. На всех этапах музицирования задача сохранить ансамбль остается актуальной. Работа в группе предполагает и внимание, и концентрацию: вместе начинать - вместе заканчивать, выдерживая замысел композиции; сколько раз повторить, выдержать форму и т. д. Финальный результат важен, но не менее важен и сам процесс, и атмосфера на занятии.

На начальном этапе музицирования достаточно, чтобы ученики могли играть октавный или квинтовый бурдон вместе с пульсом, на сильную долю или в простом ритме. Когда известен мотив, ритм может импровизироваться без всякого риска. Вполне доступны и остинато, которые также можно выучить без нот. С освоением всего спектра интервалов к тонической гармонии добавляются и другие. А затем и аккорды, которые можно играть либо на фортепиано (баяне, гитаре, аккордеоне и т. п.), либо распределить их между штабшпилями. Повторюсь, что в приоритете должна находиться такая обработка (аранжировка), которую можно и должно освоить без нотного текста. Это не отменяет того, что текст может быть зафиксирован педагогом или детьми в качестве, например, диктанта - ритмического, интервального или мелодического. Однако это должно опираться на полученный слуховой и исполнительский опыт, а не наоборот. Стоит заметить, что, по моему опыту, у детей эта часть редко вызывает интерес сама по себе, но можно поискать в каждом конкретном случае мотивирующие моменты. Легче всего ребята отзываются на следующие виды творчества:

  • Придумать театральное начало/окончание (например, Петя, который прятался за дверью, выбегает с репликой «Конец!», или в конце все замирают и т. п.).
  • Импровизировать на инструменте в свободном ритме на выбранные ноты (например, трихорд ре-соль-ля, как в песне «Соломинка»*).
  • Играть на фортепиано в 4 руки поочередно простое сопровождение (квинты или терции).
  • «Шумовой оркестр» в качестве эпизода или вставки в песне (каждый выбирает инструмент, на котором будет «играть»). Используя инициативу детей, возможно выстроить «партитуру» из остинатных элементов и договориться об окончании либо выбрать дирижера.
  • Звучащие жесты или спонтанное движение. Этот раздел может быть использован в качестве финальной части, так сказать, кульминация.
В качестве примера предложу песню-считалку «Соломинка-ярёминка» (примеры 1 и 2). Ее мелодия основана на трихорде, это дает большую свободу в выборе вариантов сопровождения. Предложенные варианты мыслились для ансамбля штабшпилей, но могут быть исполнены и на фортепиано. Первый пример – мои заготовки к мелодии без учета конкретной группы, второй – то, что получилось придумать вместе с детьми. На одном из уроков вместе с детьми 3 класса мы разучили и исполнили эту песню-считалку. В качестве сопровождения были выбраны глокеншпиль и два металлофона. Вначале мы разучили мелодию со словами, нашли ее на фортепиано, поиграли с квинтовым бурдоном. Затем перенесли на штабшпили. Количество партий сложилось само: сколько инструментов - столько и партий. Мелодия, сопровождение (квинты, взятые поочередно) и подголосок (остинатный мотив). В процессе музицирования появились фактурные варианты сопровождения, возникла идея поочередной соло-импровизации, это предложили дети. На этом занятии лучше всего получились версии, где не было четких инструкций, но была максимальная свобода выбора. Вот что у нас получилось:

Ноты были оговорены, а ритм и порядок выбирались исполнителем произвольно, то есть сопровождение и подголосок импровизировались. Это важный этап поиска и исследования, когда можно попробовать и проверить разные версии исполнения, а также договориться, как именно будем исполнять в итоге.


Аранжировки для ансамбля. Функции голосов в фактуре. Принципы изложения голосов в партитуре для разучивания.

Если сложился стабильный ансамбль, хочется исполнять этим ансамблем разную музыку. Совместное музицирование на уроке – это музицирование в ансамбле. Именно поэтому стоит оговорить, какие функции голосов необходимы в ансамбле для его интересного и полноценного звучания. Вот они:
1. Мелодия. Это основная мысль, настроение, идея, характер, герой. Может быть в любом из голосов, чаще – в верхнем. Мелодию поем (поскольку речь идет о сольфеджио), также в некоторых проведениях мелодию можно сыграть. Детям лучше либо петь, либо играть, меняясь ролями, то есть партиями.
2. Бас. Фундамент всего ансамбля, его гармоническая основа, традиционно нижний голос. Бас может быть как бурдонным, так и функциональным.
3. Дополнительные мелодические голоса: подголосок, втора, контрапункт. Голоса, находящиеся в диалоге с мелодией, дополняющие ее, создающие дубль, «тень» мелодии или ее «зеркальный» вариант. Могут быть как гармонической природы (втора - в терцию или сексту), так и мелодической (контрапункт, т. е. голос, возникающий по принципу дополнения как мелодического, так и ритмического).
4. Педаль. Выдержанный голос, общий звук в аккордах, ритмически может быть очень подвижен, а может быть выдержан, чтобы уравновесить звучание.
5. Фигурация, выполняющая роль украшения. Может быть мелодической, гармонической или ритмической. Не обязательное, но очень приятное дополнение.

Не все пять функций ансамблевой фактуры должны быть представлены одновременно, иногда достаточно трех. К тому же они могут пересекаться и совпадать. Мне думается, порядок появления этих голосов может быть следующим: бас и/или втора - затем остальные. Двухголосие, ритмически или темброво украшенное – это уже интересно.

При создании аранжировки для ансамбля предлагается следующий алгоритм.

Первое, что необходимо сделать - сформулировать главную цель или идею для создания аранжировки. К примеру, моя идея: я хочу в итоге, чтобы дети исполнили эту песню в нашей аранжировке на праздничном (новогоднем etc.) уроке. Далее работаем по схеме:

Выбор инструментов → Создание партитуры с учетом уровня группы и выбранных инструментов → Пение/разучивание →Добавление 1-2 слоев из аккомпанемента. Не забываем главный принцип: РАЗУЧИВАНИЕ ВСЕХ ПАРТИЙ СО ВСЕМИ (Даг Гудкин) → Движение, игра или концертный вариант исполнения → Повторение песни, если дети просят или есть необходимость.

Конечно, такой ансамбль необходимо выстраивать очень последовательно, балансируя между «надо» (педагогу) и «хочу» (ребенка). Именно поэтому стоит обратится к опыту и принципам орф-подхода: пошаговая дидактика и творчество.

При создании ансамблевой партитуры я пользуюсь приемами, которые заложены в Шульверке («Музыка для детей») Карла Орфа. Оригинальная музыка Шульверка - это определенный стиль, и это стиль музыки Карла Орфа и Гунильд Кетман. Характерными чертами стиля являются диатоника, остинатные фигуры в сопровождении, прозрачность музыкальной ткани и простота в целом. Поэтому аранжировка для ансамбля, как это видится мне, связана «родственными узами» со стилем Шульверка. Это, однако, не означает, что выбор музыки для исполнения должен быть ограничен чем бы то ни было. Это также не отменяет возможные репетиции и тренинг вообще (разучивания), но ставит перед педагогом иные, нежели при игре по нотному тексту, задачи. Итак, аранжировке в этом стиле свойственны:

  • Ясность структуры, простота мелодии, логичность в чередовании гармоний.
  • Вся партитура может быть освоена без нот. Все партии имеют четкую понятную структуру, однородную внутри всего произведения или раздела. Например, металлофоны играют октавы или остинатную формулу, ксилофоны – квинты или движение по трезвучиям, и т. д.
  • Если сопровождение опирается на гармонию, чередование аккордов укладывается в лаконичную схему, которую можно освоить предварительно или в процессе разучивания.
  • Ясное и плавное голосоведение.
  • Аранжировка может быть как упрощена, так и усложнена.

Если говорить об ансамбле из орф-инструментов, стоит отметить, на что педагогу нужно обратить особенное внимание:

  • Используйте удобную для пения и игры тональность (для штабшпилей это До/Фа/Соль мажор и ре/ля минор). Если необходимо, транспонируйте мелодию в нужную тональность либо упростите сопровождение до квинт и октав.
  • Играйте в семиступенных диатонических ладах или в пентатонике (богатые возможности «хорошо темперированного ксилофона»). Игра в ладах – это простой путь привить навык импровизации и преодолеть страх игры «не по тем нотам». Игра в пентатонике (для этого ненужные пластинки убираются) позволяет осуществить ансамблевую импровизацию, так как пентатоника не образует диссонансов (большая секунда не в счет).
  • Проверяйте первоначальную идею и вносите коррективы, если это необходимо.
  • И последнее ОЧЕНЬ важное замечание. Это должно нравиться (это относится, впрочем, ко всему, что мы делаем вместе с детьми и для детей).
В качестве примера предлагается известная песня «Как под горкой» (пример 3). Аранжировка сделана для пения, флейты и штабшпилей, но играть ее можно на любых доступных инструментах.

Надеюсь, эта тема может быть продолжена в практике на уроках сольфеджио вместе с детьми. Хорошего музицирования!

* К штабшпилям относятся все инструменты с пластинками: глокеншпили, ксилофоны, металлофоны.


Копирование материалов сайта при публичном размещении разрешается только с активной ссылкой на сайт www.rusorff.ru
Также обращаем ваше внимание на то, что материал был опубликован в сборнике научных статей Тюменского государственного института культуры. При использовании материала просим указывать выходные данные сборника:

Филимонова Е.А. Аранжировка как элемент творчества и компонент воспитания музыкального вкуса. Сольфеджио вместе с детьми // Вопросы методики преподавания теоретических дисциплин в музыкальной школе: сб. ст. / Сост. С.А. Бархатова. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ин-та кул., 2018. - Вып. 2. - С. 56-63.