Белозеров Евгений "Музыкальное и танцевальное творчество на занятиях с малышами"

  • 01.10.2017

Основу занятий с малышами составляет работа со вниманием детей и родителей, с мотивацией детей. Занятия проходят как единый процесс игры, включающий в себя музыку, движение, речь, образы. Занятия выстраиваются таким образом, что каждый ребёнок может развиваться со своей скоростью, проявляя особый интерес к тому, что ему наиболее актуально в данный момент.

Музыкальные занятия заставляют детей активно себя проявлять. Благодаря этому мы можем увидеть интерес ребёнка, его психологические особенности (например, решительность и нерешительность), определить границы его уверенности, понаблюдать за ним и сделать соответствующие выводы о том, как помочь ребёнку найти собственные пути к успешному развитию, что ему нужно делать, чтобы развиваться. Какие наши действия и слова помогают малышу, а какие препятствуют его самостоятельным поступкам. Всё это – очень тонкий процесс, но он становится доступным для рассмотрения при попадании малыша с мамой в группу. На занятиях родители учатся наблюдать за малышами – и за своими, и за детьми других участников, - видеть их мотивы поведения.

Наиболее естественное положение вещей для ребёнка - это когда окружающие взрослые занимаются своими делами и не ожидают от него каких-то конкретных поступков. Когда группа состоит из взрослых участников, появляется возможность петь песни, танцевать танцы, играть в интересные игры, а малыш может наблюдать и включаться в меру своих возрастных особенностей и собственного желания. Поэтому основное условие для мамы (папы, няни, бабушки), которая пришла вместе с ребёнком на занятия, – это участие в процессе, который организуется ведущим для взрослых. Большая часть заданий рассчитана на совместную деятельность взрослых: тем самым мы создаём музыкальное окружение (среду), в которую окунается малыш. Насколько включена мама своим вниманием в действие – настолько ребёнок усваивает происходящее во время занятий.
Если мама на занятиях ожидает от ребёнка конкретных действий – малыш это чувствует, и вместо самостоятельного погружения в игру и исследование он вынужден или следовать маминому интересу, или делать вопреки – по-своему. Задача взрослого – не мешать малышу найти свой интерес и способ изучения вещей и явлений, не торопить его, но поддерживать вниманием и радоваться его открытиям.

Чередование групповых и индивидуальных заданий для детей и для взрослых, а также их последовательность, выстроенная «от простого к сложному» - это условия, которые позволяют каждому ребёнку быть успешным и ощущать радость совместного творчества, что особенно важно для получения положительного опыта при занятиях музыкой и танцем. В этом случае занятия могут являться базой для более глубокого освоения ребёнком мира музыки и танца в дальнейшем.

На занятиях педагог поёт и играет на разных музыкальных инструментах, использует записи лучших образцов мирового музыкального наследия, разучивает с группой песни, игры, танцы народов мира. Мы включаем много телесного контакта мам с малышами: пальчиковые игры, массажики, пестушки, контактную импровизацию с детьми. Импровизируем в движении с различными материалами под музыку.

На занятиях совместно с родителями создаются условия для развития малышей через танцевальное и музыкальное творчество. Есть общие правила, которые позволяют помочь ребёнку войти в мир танцевального движения и музыки. Для движения это – телесность, повторение реального движения, пропускание видимого движения через собственное тело, ощущение его – «что это для меня значит», его исследование, наслаждение им. Для музыки – это, опять же, использование движения во время звучания музыки, которое помогает почувствовать настроение, её динамику. А также включение голоса – пение «всего, что слышу», «как я двигаюсь» и что чувствую. Танцевальное движение, звуки и музыка абсолютно неразделимы и существуют в тесной связи и зависимости друг от друга.

Одна из основных особенностей занятий это выстраивание группового процесса, основанного на непосредственном проявлении каждого участника – как ребёнка, так и взрослого - на позволении быть каждому в своём интересе и одновременно создавать общее поле деятельности. Это очень внимательное отношение к потребностям ребёнка в данный момент, партнёрские взаимоотношения с собственным ребёнком, другими детьми и взрослыми.
Мы не учим малышей, а учимся быть внимательными к себе и к собственному ребёнку, поддерживая его самостоятельность и принимая его желание и нежелание участвовать в групповой деятельности. Мы учимся не ожидать от детей результатов и сами погружаемся в игру и исследование мира движения, танца, звуков и музыки, находя для себя много радостного, нового и интересного. Мы делаем это для себя, предлагая детям быть вместе с нами в пространстве. Наблюдаем за детьми, берём у них идеи, радуемся их собственным действиям и учимся понимать их мотивы поведения. Мы также позволяем процессу быть хаотичным, наблюдая, как он обретает форму.

Занятия музыкальным творчеством – это один из путей, открывающий ребёнку окружающий мир. Музыка несёт в себе импульс, побуждающий ребёнка к действию. Через музыку происходит развитие маленького человека: его органов чувств, моторики, координации, - у него гармонично развивается эмоциональная сфера – он учится чувствовать. Благодаря занятиям музыкой он привыкает творчески мыслить, развивается его способность к импровизации и творческому воображению.

Музыка становится доступной, когда она входит в тело и задевает там струны души. Музыка начинается с движения - с того, что позволяет перевести слышимую музыку в движение и почувствовать её на вкус. Проживание музыки через действие, через активное слушание способствует восприимчивости к настроению и состоянию, которое приносит с собой музыка.

Музыкальные занятия стимулируют ребёнка проявлять себя: это исследование звуков, звучащих предметов и инструментов; это взаимодействие с окружающим пространством, где музыка выступает эмоциональным стимулятором; это поиск танцевальных движений, вспомогательных предметов и материалов, поддерживающих сенсорное восприятие музыки; это – желание и умение открыть себя другим, способность договариваться во время игры и принимать решение. Возникает пространство игры, в которой музыка занимает важную роль. Часто игра строится на основе ощущений, которые стимулирует звучащая музыка. Разворачиваясь как безопасная площадка для творчества, игра вплетает в себя разные виды деятельности: активное слушание, музицирование, интонирование голосом, экспериментирование с движением. Музыка становится неотъемлемой частью жизни ребёнка, выступая катализатором его познавательных процессов.

Одна из самых главных ценностей для педагогов – самостоятельный выбор ребёнка. В музыкальных занятиях это проявляется как решимость или нерешимость, участие или наблюдение, принятие или непринятие. Только из собственного желания вырастает потребность учиться, исследовать, помогать, упорно работать. Нарастающая мотивация переходит в уверенность и смелость самовыражения и самореализации.

Восприятие музыки, сила её участия в жизни человека измеряется тем, насколько каждый способен её проживать, пропускать через себя. Это – не только умение слушать ушами и анализировать головой. Для настоящего знакомства с миром звуков и музыки необходимо чувствовать её всем своим существом, задействовать все максимально возможные каналы восприятия. Глубина переживания музыки, музыкальность человека зависят от многообразия восприятия музыки: через двигательный, визуальный образ, через ощущение речевой интонации. Неслучайно использование одних и тех же слов, характеризующих средства выразительности в разных видах искусства: они тесно между собой связаны, это - грани целостного восприятия человеком окружающей действительности. На занятиях происходит изучение музыки через целостный образ - комплекс, объединяющий музыку, движение, слово, изобразительное творчество.

Направляя внимание ребёнка на звуки, на их разнообразие и красоту, педагоги помогают ребёнку открывать мир звуков. Помогая детям услышать различные ритмы в разной музыке, тембры инструментов, интонации мелодий, мы даём им возможность войти в мир музыки, независимо от стиля и эпохи создания, понять её, полюбить. Основной принцип познания мира звуков – это самостоятельное извлечение звуков. Дети изучают что, как и при помощи чего звучит - предметы, окружающее пространство, собственное тело. Основной принцип изучения музыки – активное участие в ней. Это - совместное музицирование, движение под музыку, действия с предметами, игрушками и различными сенсорными материалами. Музыкальная деятельность – это, также, средство общения, невербальный язык. Этот язык, позволяющий общаться детям и взрослым на равных. Ведь даже у серьёзных музыкантов-профессионалов игра на инструментах называется ИГРА! Дети выражают себя через звук, через голос, через движение, открывая при помощи взрослых красоту во всём, что видят и чувствуют.

Танец – это то, что доступно детям практически с самого рождения! Танец, в первую очередь, это наслаждение собственным движением, его повторение и исследование. Это движение, от которого мы получаем физическое и эстетическое удовольствие, которое меняет наше состояние. Это движение, которое делается с намерением вложить туда красоту, поэтику.

Танцевальное движение вытекает из бытового. Чем больше в жизни ребёнка присутствуют движение и танец в качестве примера перед глазами, тем больше у него есть шансов увлечься танцем. На занятиях мы всячески стимулируем малышей двигаться под разную музыку при помощи различных материалов, например, мячей или платков. Мамы танцуют с детьми на руках, играют с ними в наколенные игры, сопровождая движения стишками, двигаются под музыку с лентами, включая в своё пространство детей. Очень важен физический контакт с ребёнком в паре, и импровизация в соло. У самых маленьких танец может возникать как реакция на прикосновение и массажики.

Танцевальное движение помогает осознавать собственное тело и пространство, вырабатывает координацию движений, ощущение времени и ритма. Позволяет регулировать своё эмоциональное и физическое состояние. Большую роль играет разная музыка, под которую можно импровизировать танцуя. Находясь в общем для всех танцующих пространстве, каждый участник обогащает своими движениями танец другого.

Мы учимся, также, движению у малышей, присоединяясь к ним. Это позволяет нам лучше почувствовать детей и вступить в танцевальный диалог с ними. Мы включаем много телесного контакта мам с малышами: пальчиковые игры, массажики, пестушки, контактную импровизацию с детьми. Импровизируем с движением с различными материалами под разную музыку.